Профессиональные болезни дальнобойщиков. Болезни водителей: как сохранить здоровье за рулем

Профессиональные болезни дальнобойщиков.

Дальнобойщиками называют водителей автотягачей, которые перевозят грузы на большие расстояния. Автомобильные грузоперевозки - очень популярный вид перевозок во всем мире. Перевозя грузы автомобильным транспортом можно быть уверенным, что он будет быстро доставлен в пункт назначения. Особенно бурное развитие рынка автомобильных грузоперевозок началось вместе с ростом и укреплением среднего бизнеса. Стали востребованы услуги автоперевозчиков по перевозки небольших грузов, весом до 20 тонн, и сборных грузов по всей России.
Профессия дальнобойщика окутана ореолом романтики: "короли дорог", широкие просторы, дорожные приключения... Да и телевизионный сериал "Дальнобойщики" добавил популярности этой профессии. Многие подростки мечтают стать дальнобойщиком и рассекать на мощном тягаче по бескрайним просторам России. Однако про отрицательные стороны этой профессии никто говорить не хочет. А между тем только профессиональных болезней дальнобойщиков можно насчитать несколько десятков. Про них и пойдет речь в этой статье.
Специфика профессии дальнобойщика в том, что он очень много времени проводит в сидячем положении. Например на маршруте грузоперевозки Стерлитамак - Москва водитель должен провести за рулем 24 часа, причем это без учета пробок. Сидячая работа приводит к ухудшению кровообращения и, как следствие, к целому букету заболеваний органов малого таза: простатит, радикулит, остеохондроз, геморрой - вечные спутники дальнобойщика. Правда в последнее время ведущие производители грузовых автомобилей стали устанавливать водительские сидения с функцией вибромассажа, но не все транспортные компании Москвы могут позволить купить такие грузовики.
Кроме перечисленных болезней у дальнобойщиков очень часто наблюдаются заболевания нервной системы, ведь дальняя дорога - это постоянный стресс и нервное напряжение. Водитель отвечает за сохранность груза, а в дороге может случиться все что угодно. Да и нахождение в пробке нельзя назвать полезным для нервов времяпровождением. Отсюда заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертония и угроза инфаркта.
Но и это еще не все. Во время рейса водитель не всегда имеет возможность полноценно питаться и обычно обходится кофе и бутербродами. Такое нерегулярное питание способствует расстройству желудка, появлению гастрита и язвенной болезни. Опытные дальнобойщики, планируя маршрут движения, предусматривают места для отдыха, где можно полноценно покушать и расслабиться, снять накопившееся нервное напряжение.
Вообще дальнобойщик должен быть в хорошей физической форме, сильным и выносливым. Его путь пролегает через множество городов и поселков, ему встречаются различные люди, и не все они настроены дружелюбно. В криминальных сводках частенько мелькают сообщения про нападения на дальнобойщиков с целью кражи перевозимого ими груза. К тому же физическая сила пригодится при погрузке и разгрузке автомобиля, ведь часто на дальнобойщика возлагают функции грузчика, экспедитора и охранника.
Некоторые крупные транспортные компании Москвы заботятся о своих водителях, обеспечивают их путевками в санатории и пансионаты, оборудуют комнаты междурейсового отдыха, строят спортивные и тренажерные залы. Однако это скорее исключение из правил. Подавляющее большинство автоперевозчиков предпочитает экономить на здоровье своих водителей, предоставляя им самостоятельно решать возникающие проблемы со своим здоровьем.

Конец XX – начало XХI века ознаменовалось прогрессированием новых заболеваний, которым раньше не придавалось такого большого значения, как в наше время. Речь идет о болях в нижней части спины, которые раньше носили название «радикулита», «люмбаго», «ишиаса». В наше время используются более страшные термины, относящиеся к группе неврологических заболеваний, такие, как остеохондроз, спондилоартроз, грыжи дисков позвоночника, спондилолистез.

Сами термины в переводе на обычный язык на самом деле не являются такими грозными, какими выходят из уст заинтересованных врачей. Например, остеохондроз сейчас применяется не только для обоснования болей в спине взрослым людям, но и подросткам под названием ювенильный (то есть юношеский) остеохондроз. И если разобраться в этом термине, то он состоит из двух слов: «остео» – кость, «хондро» – хрящ. Остеохондроз (лат.) и спондилоартроз (греч.) имеют приблизительно ту же смысловую нагрузку, только «спондило» – это позвонок по-гречески. Одним словом, все эти болезни можно перефразировать двумя словами – «болезни позвоночника». Какие и как они проявляются, насколько они опасны или неопасны, это уже вторая сторона медали. В последнее время наиболее «страшным» из вышеперечисленных терминов является «грыжа позвоночника», которой невропатологи пугают всех людей с болями в спине. На самом деле слово «грыжа», т.е. «выпячивание», никоим образом не относится к межпозвонковому диску.

Само слово «грыжа» пришло из хирургии, где под ним подразумевается «выпячивание». Например, кишечника сквозь слабую брюшную стенку (паховая грыжа, грыжа белой линии живота, которые действительно нуждаются в операции с вправлением выпавшей кишки на место и зашиванием брюшной стенки с последующим ее укреплением). Откуда же берется боль в спине, если нерв не ущемляется? Но в том-то вся и штука, что нервы не могут болеть, они не имеют болевых рецепторов. Они имеют нервные окончания, а болевые рецепторы имеют мышцы, окружающие межпозвонковый диск. Это хорошо известно физиологам, но меньше всего почему-то известно невропатологам. Поэтому невропатологи пытаются лечить обезболивающими препаратами (уколами, таблетками) то, что лечиться уколами и таблетками не может, – мышцы. Грыжа диска позвоночника, на самом деле, не является выпячиванием, которое якобы ущемляет нервные окончания, создавая боли в спине.

Грыжа диска – это его разрушение (дегенерация) – термин, сопровождающий содержание любого описания компьютерного снимка позвоночника. Это разрушение диска происходит из-за его плохого питания («смазки»), а питание диска зависит от глубоких мышц позвоночника, которые его окружают и, будучи здоровыми, выполняют функцию насоса, накачивающего эту смазку в диск. Чтобы эти мышцы работали и постоянно «смазывали» межпозвонковые диски («амортизаторы тела»), за ними надо регулярно ухаживать, т.е. выполнять специальные упражнения, в основе которых лежит их сокращение и расслабление.

Если же мышцы туловища только эксплуатировать и не заниматься их профилактикой, как это происходит с водителями-дальнобойщиками, которые по многу часов и дней проводят в одной позе, то рано или поздно эти мышцы устают и спазмируются. Возникает отек тех мышц, на которых «сидят» водители. И мышцы подают сигнал тревоги: «Хозяин! Мы устали! Разомни, растяни нас!». При этом порой немеют ноги, «горят» ноги. Но «хозяин» бежит к невропатологу, тот выписывает обезболивающий укол, который отключает информацию от больных мышц, хотя спазм мышц в глубине позвоночника сохраняется.

Обезболивание может длиться неделями, месяцами, и чем дольше оно длится, тем труднее вывести (расслабить) мышцы позвоночника, находящиеся в спазме. От побочных эффектов обезболивания начинаются кровотечение желудка, аллергии, депрессии, снижение работоспособности и качества жизни. Можно было бы сравнить такой подход к лечению болей в спине с эксплуатацией машины без регулярного прохождения ТО (техобслуживания). Если водитель не следит за смазкой подшипников, то они сгорают, превращаясь в металлические опилки, но не вываливается подшипник – просто трещит и скрипит колесо. Если не смазывать межпозвонковые диски, они высыхают (дегидратация), и «стружка» от них скапливается в подсвязочном пространстве позвоночника.

Это накопление стираемого диска невропатологи выдают за его «грыжу», т.е. выпячивание. Принципиально неверная трактовка болей в спине приводит врача к неправильным действиям, т.е. к операции по удалению этой самой грыжи. Результаты подобных врачебных действий, как правило, одинаковые – ношение корсета 6–8 недель, ограничение физических нагрузок до 2 кг и третья группа инвалидности на год, т.е. резкое снижение качества жизни. Вы – водитель, это ваша профессия. После подобных «лечебных» процедур стоимостью в настоящее время в России от 90 до 160 тыс. руб., фактически вынуждены сменить профессию.

Вам же приходится менять колеса во время своей работы, выполнять большое количество нестандартных физических нагрузок, которые никак не меньше 2 кг, и вдруг такое. Что делать? Как предохранить себя от болей в спине, если приходится сидеть в одной позе десятки часов? Выход один: каждые 2–3 часа останавливать машину и выполнять специальные упражнения, связанные с растяжением позвоночника и мышц ног. Во время ралли «Париж–Дакар» после каждого этапа протяженностью от 300 до 600 км, проходящего в тяжелейших условиях бездорожья, мне приходится помогать выполнять эти упражнения пилотам боевых машин.

В результате подобных упражнений за последние три года участия в ралли, и, несмотря на тяжелейшие компрессионные нагрузки на позвоночник, не было ни одного случая боли в спине после этапа. Травмы были и бывают, но об этом в другой статье. Что же это за упражнения? Итак, каждые два–три часа (это уже про вас, а не про Дакар), в крайнем случае, четыре часа, водитель должен выйти из машины и, создав неподвижную опору для ног, взявшись руками за какую-то прочную деталь кузова, постараться растянуть позвоночник и ноги, сделав упражнение «складной нож». То есть, выпрямляя ноги и руки, согнуть туловище как можно больше, стараясь опустить таз как можно ближе к земле на продолжительном выдохе «ХХАА» (не путать со словом «ой»). После этого, выпрямившись и поставив ноги как можно шире плеч, повернуть туловище к любой ноге, при этом передняя нога смотрит носком вперед, а задняя стоит перпендикулярно передней.

Теперь нужно стараться медленно, на выдохе, согнуться вперед (руки скользят по ноге), стараясь коснуться руками земли возле впереди стоящей ноги. Переднюю ногу ни в коем случае не сгибать, даже немного. При этом вы будете чувствовать достаточно серьезную болезненность по задней линии ноги и в области поясничного отдела позвоночника. Не бойтесь этой боли. Медленное выполнение этого упражнения на выдохе или нескольких выдохах за одно движение в принципе не может ничего «ущемить» и ухудшить! Эти упражнения (естественно, к каждой ноге по очереди) я называю декомпрессионными. Они обладают очень большой профилактической способностью как для предотвращения острых болей в спине, так и при их наличии для избавления от этих болей. Но в каждом случае упражнения выполняются через боль. И чем запущеннее ваша спина, тем более серьезную боль вы можете испытывать при выполнении этих упражнений.

Бояться их не следует. Я часто говорю одну шокирующую фразу: «Боль – это друг, только со знаком минус». Если не будет боли, которая предупреждает человека о какой-то поломке в организме, то человек может погибнуть. В то же время, умея пройти через боль, можно не только вылечить самые тяжелые заболевания, но и укрепить тело и дух, избавившись от необходимости принимать обезболивающие таблетки. Хочется отметить, что эти боли в спине могут возвращаться после длительных «сидений», но, выполняя профилактические упражнения, с каждым разом боли будут снижать свою интенсивность и остроту.

Если есть возможность перед длительной поездкой позаниматься на турнике, то одним из лучших упражнений является подъем прямых или, на худой конец, согнутых в коленях ног до касания носками перекладины («полусклепка»). Подъем ног выполняется так же на выдохе, а при наличии боли (а боль может быть очень сильной) через ее преодоление. Больно только первые 2-3 движения. Хотелось бы к этому добавить, что отлично помогает снять боль баня или сауна. По правилам - русская баня после упражнений, а не сама по себе, но с обязательным охлаждением тела до захода в парилку и обязательным окунанием (с головой) после выхода из парилки.

В отношении холодных ванн тоже существует много мифов, одним из которых является якобы возникающий от холодной воды простатит. Но простатит - это отнюдь не переохлаждение предстательной железы, а застой в мышцах промежности, который (простатит) также является «профессиональным» заболеванием водителей-дальнобойщиков. Для предотвращения простатита и его профилактики я бы рекомендовал перед длинной поездкой или сразу после нее глубокие приседания, при этом руки держать вытянутыми вверх вперед. Для достижения нужного эффекта за одно упражнение надо присесть не менее 100 раз.

Вставать после приседания, опять же делая выдох «ХХАА». Приседания улучшают венозный отток крови от нижних конечностей и тем самым поддерживают нормальное кровообращение в мышцах промежности, что и является основной профилактикой простатита. В заключение хотелось бы порекомендовать водителям-дальнобойщикам регулярно заглядывать в тренажерный зал для поддержания хорошего мышечного тонуса, который необходим для профилактики заболеваний, проявляющихся при долгих неподвижных позах. К группе этих заболеваний можно отнести головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность, заболевания крупных суставов, гипертоническую болезнь, геморрой и ряд других.

Запомните: болезни опорно-двигательной системы организма, а правильнее, костно-мышечной системы, лечатся только упражнениями. Но правильное движение лечит - неправильное калечит. Само по себе движение, например игра в футбол, волейбол, большой теннис, не является профилактикой рассматриваемых нами заболеваний. Правильное движение, или упражнение, - это не развлечение, а необходимая, так же, как и ТО для автомобиля, рутина. Надо делать - и все! Желательно регулярно. И через «не могу» и «не хочу». Мой среднестатистический пациент ленив, труслив и слаб. В этом-то и заключается суть всей проблемы. Желаю не доводить себя до болезни!

Сергей Михайлович Бубновский,
к.м.н., врач команды «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар»

Автомобиль – не роскошь, а провокатор болезней. Видео

Об этом прекрасно знают те, чья профессия связана с долгими поездками - дальнобойщики, таксисты и т.п. Тем более удивительно, что обычные люди, купив машину, практически сутками не вылезают из нее, садясь за руль даже для того, чтобы съездить в булочную на углу. Чем это может обернуться рассказывает доктор медицинских наук Алексей Рунов.

Профессиональные болезни водителей условно можно разделить на три группы.

Первая группа профессиональных заболеваний водителей

Это заболевания и органов малого таза из-за длительного сидения за рулем, отчего происходит застой кровообращения в малом тазу. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы, геморрой и простатит.

Вторая группа заболеваний водителей

Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Не верьте тем, кто говорит, что за рулем отдыхает. На самом деле, человек, его нервная система находятся в постоянном напряжении, что становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний. У водителей часто наблюдаются сбои сердечного ритма, гипертония, инфаркты.

Третья группа профессиональных заболеваний тех, кто за рулем

Третья группа - болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но это больше удел водителей-профессионалов, нежели любителей.

Что делать, чтобы не допустить появления этих болезней водителей и тем более перехода их в форму? Как банально это не звучало, но в первую очередь разнообразить физические нагрузки. Я говорю о ежедневном комплексе гимнастических упражнений, который должен держать в норме сердце, сосуды и поддерживать тонус нервной системы.

Это самый обычный комплекс зарядки. Но в нем обязательно должны присутствовать круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные наклоны, сгибания и разгибания.

Заболевания позвоночника всегда беспокоили людей. А сейчас вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не испытывал боль в спине. 10-15% случаев нетрудоспособности происходят по причине заболеваний позвоночника. На тысячу первичных обращений к врачу в связи с болезнью позвоночника приходится четыреста случаев госпитализации, из которых в 30 случаях требуется дальнейшее обследование и лечение, а в пяти - операция.

Врачебная статистика подтверждает, что заболеваниям такого рода почти в одинаковой степени подвержены люди любого возраста, а увеличение их числа по причине старения организма незначительно. А вот различия по половому признаку есть: мужчины вдвое чаще подвергаются этим заболеваниям, чем женщины. Во-первых, по причинам, обусловленным анатомией и физиологией. Во-вторых, потому, что мужчины чаще выполняют физически тяжелую работу.

Понятие «остеохондроз» сегодня определяют как дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, прежде всего межпозвоночных дисков - с уменьшением их высоты, деформацией и расслоением. Это неизбежно сказывается и на функционировании других систем организма. Но больше всего страдает позвоночник. Остеохондроз - не единственное заболевание позвоночного столба. Распространены также радикулит, ишиас, спондилоартроз, дискоз, люмбаго, люмбоишиалгия, грыжа межпозвоночного диска и т.д.

Начинаются заболевания позвоночника с острого приступа или постепенно, могут сопровождаться слабыми болями или тяжелейшим состоянием. Обострения тоже могут случаться с разной частотой, но неизбежно с нарастанием тяжести болезни. То, какой характер будет носить болезнь, зависит от того, в какой степени и как поражены межпозвоночные диски.

На рентгенологическом обследовании остеохондроз свидетельствует о себе наличием изменений формы тел позвонков, высоты позвоночных дисков, наличием «когтей» и «шипов» - т.е. костных наростов на позвонках. Собственно, отсюда и берет начало распространенное мнение об остеохондрозе как об «отложении солей».

Нарушение обменных процессов в позвоночнике приводит к мышечным, сосудистым, двигательным и иным нарушениям.

Остеохондроз «за рулем»

Последствиями длительного нахождения за рулем могут стать не только болевые ощущения в спине и шее, но и хронические заболевания позвоночника. По результатам исследования, проведенного RAC - британским Королевским автомобильным обществом - стало известно, что большинство водителей продолжительно сидят в неправильной позе, результат - перенапряжение мышц спины. Особенно негативно сказывается на здоровье «поза банана» - когда у водителя выпрямленные ноги вытянуты к педалям, а корпус тела наклонен к рулю.

Давление на межпозвоночные диски при этом максимальное, а тряска во время езды его усиливает еще больше. Возрастает и вероятность серьезных травм во время аварий. По рекомендации медиков, в грузовых авто лучше использовать жесткие, хорошо подогнанные к фигуре шофера, сиденья. Что касается материала изготовления обивки сидений - лучше, если это будет ткань, а не кожа или винил. Шоферу не стоит отодвигаться от педалей на большое расстояние. И следует тщательно отрегулировать подголовник.

Профилактике заболеваний позвоночника водители грузового транспорта, подолгу находящиеся за рулем, не уделяют должного внимания, и в этом - главная причина проблемы.

Между тем, остеохондроз можно отнести к профессиональным заболеваниям водителей. И в том, чтобы сохранить здоровье водителя, огромная роль принадлежит выбору грузового автомобиля - с учетом не только его ходовых качеств, но и эргономичности кабины.

Водительское сиденье

Желательна регулируемая поддержка поясницы, устанавливать которую нужно как можно ниже; изменение высоты и наклона также актуально. Спинка тоже должна регулироваться, поддерживая позвоночник в физиологическом положении, с учетом его изгибов.

Сиденье должно быть оборудовано подголовником, что обезопасит шейные отделы позвоночника при рывках или резких торможениях грузовика.

Установка сидений в Транспортном Центре

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает - заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины - немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым - «сидячее» положение.

Какие выполнять упражнения

  • Во время остановки в пути следует выйти из автомобиля, взяться руками за опору, которой послужит какая-либо прочная деталь кузова, и выполнить упражнение «складной нож» - постараться растянуть позвоночник, выпрямляя ноги и руки и сгибая туловище как можно больше, чтобы таз опустить максимально близко к земле. Сопровождать упражнение продолжительным выдохом «ХАА».
  • Выпрямившись, выполнить следующее упражнение: поставить ноги шире плеч, и, поворачивая туловище к любой ноге (чтобы передняя нога была направлена носком вперед, а задняя стояла перпендикулярно передней), пытаться медленно согнуться вперед. Потом ноги следует поменять. Руки при этом скользят по ноге и касаются земли возле передней ноги. Упражнение выполняется на выдохе. Передняя нога при этом не сгибается. Может ощущаться боль в области поясницы и по задней линии ноги, но это нормально. Ухудшения это не вызовет, если делать упражнение правильно и медленно. Упражнение является декомпрессионным.

Профилактическое значение таких упражнений велико. Они предупреждают появление острых болей в спине, а если таковые уже имеются - помогают от них избавиться. Есть закономерность: чем в более запущенном состоянии спина - тем сильнее боль. Но это только в первое время.

Умение пройти через боль, победить ее помогает человеку и избавиться от тяжелых заболеваний, и укрепить дух и тело, и избавить себя от необходимости в будущем глотать обезболивающие средства.

Важно понимать, что боли в спине после продолжительных поездок могут возвратиться, но именно поэтому не следует забывать о выполнении профилактических упражнений, которые способствуют снижению остроты и продолжительности болевых ощущений.

  • Если накануне длительной поездки водитель сможет уделить некоторое время занятиям на турнике, было бы замечательно. Лучше всего выполнять подъем ног - прямых или согнутых в коленях - до касания перекладины носками. Подъем ног необходимо выполнять на выдохе, первые несколько движений могут сопровождаться болью, порой сильной - к этому надо быть готовым.
  • Для снятия боли хорошим средством может стать посещение бани или сауны.
  • Чтобы был должный эффект, баню нужно посещать после выполнения упражнений. Перед посещением парилки тело необходимо охладить, после - тоже окунуться, с головой. Существует предубеждение, что принятие холодных ванн чревато простатитом. Однако, тут вина не переохлаждения, а все того же неподвижного сидения, из-за которого происходят застойные явления в мышцах промежности.
  • Для предупреждения этого профессионального заболевания перед длительной поездкой следует делать глубокие приседания, вытянув руки вверх и вперед. Должный эффект достигается при выполнении за один раз не менее ста приседаний. Выполнять упражнение следует и после поездки.
  • Вставать после приседаний нужно на выдохе: «ХАА». Схема действия упражнения такова: происходит венозный отток крови от нижних конечностей, сохраняется нормальное кровообращение в мышцах промежности.
  • Водителю-дальнобойщику желательно стать постоянным посетителем тренажерного зала: хороший мышечный тонус является непременным условием противостояния заболеваниям, вызванным долгим пребыванием в неподвижных позах. А это не только остеохондроз, но и повышенная утомляемость, раздражительность, головные боли, гипертония, геморрой, заболевания суставов. Заболеваниям опорно-двигательного аппарата же можно противостоять только упражнениями. Но - исключительно правильными упражнениями.
  • Просто двигательная активность (игра в волейбол или футбол, например) не будет являться профилактикой вышеперечисленных заболеваний. Упражнения, направленные на профилактику не являются развлечением. Они необходимы. Выполнять их столь же важно, сколь важно технически подготавливать свой грузовик к дальней дороге. Не делать этого - опасно. То же самое касается и вашего организма.

Здоровья и счастливого пути!
Ваш Транспортный Центр



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх