Как разлагается тело человека после смерти. Что происходит с телом человека после смерти (10 фото)

По закону «О погребении…», на разложение человеческого тела отводится 15 лет. Эта цифра основывается на том факте, что в умеренном климате, при среднем механическом составе почвы, на глубине около 2 м для разложения человеческого тела до чистого скелета требуется от 10 до 12 лет. В большинстве случаев этого действительно хватает, чтобы от тела не осталось почти ничего, ведь кости скелета тоже не вечны и активно разлагаются почвенными кислотами. Тем не менее, достаточно побеседовать с археологами, криминалистами, да и просто с могильщиками, чтобы понять, насколько часто они сталкиваются со всякого рода аномалиями. Процессы, происходящие с телом человека после погребения, настолько сложны, а порой и непредсказуемы, что дали начало целому научному направлению – тафономии. Среди основных факторов, влияющих на разложение человеческого тела, – температура, доступ кислорода, бальзамирование, причину смерти, способ погребения, характер ран и травм, влажность, характер одежды и поверхности, на которой лежит тело. Исследования в этой сфере имеют серьезное прикладное и академическое значение, однако наука до сих пор не может объяснить многие загадочные явления, происходящие с останками людей. В этом случае на помощь охотно приходят теологи различных направлений.
Ферма мертвых

Этот необычный полигон, известный специалистам как Body Farm, находится в американском штате Теннеси, в нескольких милях от местечка Ноксвилл, и принадлежит медицинскому центру местного университета. Основал его для научных исследований по разложению человеческого тела антрополог, доктор Вильям Басс. Здесь, в роще, на площади чуть больше гектара находится несколько сотен тел. Любопытно, что более 300 тел были переданы для полигона добровольцами при жизни. Остальные – невостребованные трупы. Часть тел лежат в разных позах на поверхности, часть – закопаны на разной глубине. Некоторые оставлены внутри старых машин, другие – помещены в склепы. От случайных гостей полигон отгорожен колючей проволокой. Тем не менее, посетители сюда приходят регулярно. Основную их часть составляют группы стажеров ФБР, которым наглядно демонстрируют процессы разложения человеческих тел в зависимости от многочисленных внешних условий.

Опыт «Фермы мертвых» внимательно изучается специалистами во всем мире. Ведь серьезных научных исследований по тафономии человеческих останков, да еще подкрепленных длительными опытными исследованиями, по–прежнему недостаточно. Характерный случай в этой связи произошел в 2002 г. в Израиле, где родители погибшего солдата Даниела Геллера потребовали эксгумации тела сына, заподозрив, что в институте судебно–медицинской экспертизы у него без разрешения была изъята часть органов. Тело было эксгумировано через два года после захоронения. На суде оппонентами друг друга выступили два светила науки – директор Института судебно–медицинской экспертизы «Абу–Кабир» в Тель Авиве Иегуда Гисс и профессор–патологоанатом из Дании Юрген Томпсон, представившее диаметрально противоположные экспертные заключения по вопросу о том, могли ли за два года сохраниться в земле при заданных условиях останки легких, печени, почек, мозга, сердца и языка.
Болотные люди

В северной Европе издавна известны многочисленные находки так называемых «болотных людей» (bog people). Речь идет о периодически обнаруживаемых в торфяных сфагновых болотах прекрасно сохранившихся человеческих тел, которым несколько сотен, а в некоторых случаях – до десяти тысяч лет. Из–за кислой среды, создаваемой сфагновыми мхами, низкой температуры, а также отсутствия кислорода у «болотных людей» прекрасно сохранены мягкие ткани (включая кожу и внутренние органы) и одежда. В некоторых случаях ученым удалось изучить даже содержимое их желудка. А вот скелет у болотных людей, как правило, отсутствует полностью, так кислоты очень быстро съедают костные останки. Любопытно, что древние европейцы, в частности кельты, без сомнения, знали о консервирующих свойствах торфа и иногда умышленно делали захоронения на болотах, добиваясь, таким образом, естественного бальзамирования.

Самым известным из болотных людей является человек Линдоу, найденный в торфяном болоте близ Манчестера в 1984 г. и хранящийся ныне в Британском музее. Прославился человек Линдоу не столько из за хорошей сохранности своей верхней части (головы, рук, груди), сколько из–за способа его убийства, которое состоялось во 2 в. до н.э. и которое удалось восстановить с достаточной долей достоверности. Сначала несчастному нанесли три удара по голове, потом ударили ножом в горло, потом выпустили кровь, затем ритуально удушили, сломав при этом шейные позвонки, и «утопили» лицом вниз в болоте. Наличие в желудке большого количества пыльцы омелы позволяет предположить, что человека Линдоу перед казнью, имевшей ритуальный характер, еще и отравили.

В России торфяные сфагновые болота часто преподносят неожиданности иного рода. В Ленинградской и Новгородской областях до сих пор находится немало непогребенных солдат последней войны, забальзамированных естественным способом. Даже на участников различных поисковых групп, народа не пугливого, такие находки производят неизгладимое впечатление.

Условия для многовекового сохранения мягких тканей тела могут существовать не только в торфяных болотах. Эффективно предохраняют от распада и дубовые колоды, широко применяемые для погребения на Руси в допетровские времена. Такие захоронения, относящиеся к XVI–XVII вв., неоднократно обнаруживались в центре Москвы. Дубильные вещества древесины и плотно закрытая крышка обеспечивают сохранность мягких тканей на протяжении трех–четырех столетий.
Забальзамированные при жизни

Наблюдая за процессами разложения эксгумированных останков людей, захороненных в последние три десятилетия, профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к неожиданному выводу, что срок пребывания в земле наших современников существенно удлинился. Среди причин замедленного разложения профессор Хорн называет употребление в пищу большого количества консервантов и использование при жизни косметики, то есть фактически – прижизненное бальзамирование.

Подготовка к переходу в другое состояние, характерное для йогической практики, также часто приводит к особому ходу процессов в теле после физической смерти. Так, например, в 1952 г. директор лос–анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней проводил наблюдение за телом умершего Парамаханс Йогананды, не отмечая никаких признаков физического распада, запахов и высушивания. Отсутствие признаков естественного разложения настолько потрясло доктора Роу, что он детально записал и нотариально заверил все свои наблюдения.

Случаи аномальной консервации покойных многими религиями рассматриваются как свидетельства особых духовных качеств, святости покойного. Упомянем об одном из них, сравнительно недавнем. В 1927 г. скончался Даши–Доржо Итиглов, Пандито хамбо–ламы, духовный глава всех буддистов России. Смерть свою он предсказал, к ней готовился и незадолго до ухода в мир иной попросил учеников проверить его тело через 30 лет. Скончался хамбо–лама в позе лотоса, в состоянии медитации. В этой позе и был похоронен в особом саркофаге. В 1955 г. группа бурятских лам тайно раскопала могилу, вскрыла саркофаг и обнаружила Итиглова по–прежнему сидящим в этой же позе без следов разложения. Вторичная эксгумация была проведена в 1973 году. Итиглов выглядел как живой. В 2002 г. его тело было окончательно извлечено из–под земли и в настоящее время находится в одном из ламаистских храмов Улан–Удэ. В 2004 г. тело Итиглова обследовали сотрудники Российского центра судебно–медицинской экспертизы при Минздраве РФ. Существенных изменений в ткани волос, ногтей и кожи выявлено не было. Внутренние органы присутствовали. Следов бальзамирования не наблюдалось.
Погребенные заживо?

Кому из нас не доводилось слышать об ужасных историях о заживо и по ошибке погребенных. Например, о Гоголе, перевернувшемся в могиле, о поцарапанных изнутри крышках гробов и прочих леденящих душу историях. Специалисты, исследующие костные останки, могут добавить немало фактов относительно необъяснимых процессов и неведомых сил, буквально перекручивающих некоторые из погребений. Из рациональных объяснений здесь, пожалуй, можно привести только работу газов, выделяющихся при разложении, и мерзлотные процессы в толще грунта, ведущие к частичным его смещениям.

А может, эти мрачные слухи – просто наш подспудный и подсознательный, на генетическом уровне, протест против ухода в мрачную яму? Ведь обычай захоронения в земле пришел на Русь сравнительно поздно. Наши славянские и финно–угорские предки тяготели к другим, более визуализированным, а посему менее загадочным вариантам прощания с родными и близкими: кремацией в челнах и неглубоких кострищах, погребением в надземных лабазах и «домиках мертвых», а иногда вообще просто и экологично скармливали покойников зверям и птицам.

Смерть является табуированной темой для подавляющего большинства нормальных людей. Конец пути так пугает нас, что мы создали бесчисленное множество религий и верований, призванных утешить, успокоить, ободрить…

Не способные принять окончательный вердикт, люди не могут и полностью исключить смерть из своих мыслей. Мудрее всего, конечно, принять на вооружение гениальное изречение Эпикура. Стоик вполне резонно заметил: «Пока я здесь - смерти нет, а когда она придет - меня уже не будет». Но стоицизм - удел немногих. Для всех остальных, мы решили написать краткий, основанный на медицине справочник по тому, что случается с нашим телом после смерти.

Почти сразу после момента смерти организм запускает несколько необратимых процессов. Начинается все с автолиза, грубо говоря, самопереваривания. Сердце уже не насыщает кровь кислородом - от этого же дефицита страдают клетки. Все побочные продукты химических реакций не получают привычного способа утилизации, накапливаясь в теле. Первыми в расход идут печень и мозг. Первая потому, что именно здесь находится большинство ферментов, второй потому, что содержит большое количество воды.

Цвет кожи

Затем наступает черед и других органов. Сосуды уже разрушены, так что кровь, под воздействием силы тяжести, уходит вниз. Кожа человека становится мертвенно-бледной. Именно такими представляет мертвецов массовая культура: вспомните бледных вампиров и зомби, нападающих на беззащитных красавиц из темных углов. Если бы режиссеры старались сделать картину более правдоподобной, им пришлось бы показывать, что и тыл мертвеца-агрессора - темный от скопившейся крови.

Температура по палате

Ничего не функционирует и температура тела начинает постепенно снижаться. Клетки не получают привычную дозу энергии, белковые нити становятся недвижимыми. Суставы и мышцы приобретают новое свойство - они становятся жесткими. Затем наступает трупное окоченение. Веки, челюсти и шейные мышцы сдаются в самом начале, потом приходит черед всего остального.

Кто в домике живет

В погибшем теле больше нет человека, зато есть совершенно новая, трупная экосистема. Собственно, большая часть бактерий, из которых она состоит, жили в организме и раньше. Но теперь они начинают вести себя по-другому, в соответствии с изменившимися условиями. Можно сказать, что жизнь в нашем теле продолжается - вот только наше сознание к этому отношения уже не имеет.

Молекулярная смерть

Разложение человеческого тела - малоприятное зрелище для большинства нормальных (и еще живых) индивидов. Мягкие ткани распадаются на соли, жидкости и газы. Все почти как в физике. Этот процесс называется молекулярной смертью. На этом этапе продолжают свое дело бактерии разложения.

Малоприятные подробности

Давление газа в организме растет. На коже появляются волдыри, так газ пытается выйти наружу. С тела начинают сползать целые лоскуты кожи. Обычно все накопившиеся продукты разложения находят себе естественный путь наружу - анус и другие отверстия. Иногда же давление газа возрастает так, что он просто разрывает живот бывшего человека.

Возвращение к корням

Но и на этом процесс не завершен. Лежащее на голой земле мертвое тело в буквальном смысле возвращается к природе. Его жидкости стекают в почву, насекомые же разносят бактерии вокруг. У криминалистов есть специальный термин: «островок трупного разложения». Им описывается участок почвы щедро, гм, удобренный мертвым телом.

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Со времен сотворения мира каждого на этой планете человека мучает сакральный вопрос: а есть ли жизнь после смерти? На него пытаются ответить лучшие умы человечества: ученые и эзотерики, маги и скептики до мозга костей – хотя бы единожды вопросом возможности бессмертия задавался каждый.

В этой статье

Как долго умирает человек

Быстрая смерть – высшее благо, к сожалению, не любому дано им воспользоваться. В зависимости от причины гибели процесс угасания функций организма может произойти мгновенно или растянуться на часы, дни и даже месяцы.

Ни один специалист не назовет точного времени гибели головного мозга: классические учебники по физиологии указывают на интервал в 3–4 минуты. Но на практике удавалось «воскрешать» людей и через 10–20 минут после остановки сердца!

Существует целая наука, посвященная ритуалам и особенностям прощания с жизнью – танатология. Танатологи выделяют 3 типа смерти:

  1. Клиническая смерть – сердце и дыхание человека уже остановились, но у организма остается резерв для медицинского вмешательства, из этого состояния можно выйти.
  2. Биологическая смерть – смерть мозга, сегодня это необратимое явление, хотя ряд функций организма сохраняется, еще не исчезла клеточная память.
  3. Информационная смерть – окончательная точка невозврата, тело полностью умерло.

Сегодня врачи в состоянии вернуть человека из клинической смерти, а новейшие разработки ученых уже через 10 лет достигнут такого уровня развития, что человека выведут и из смерти биологической. Возможно, когда-нибудь смерть перестанет считаться необратимым явлением.

Человека из состояния клинической смерти могут вывести врачи, если прошло не слишком много времени

Чувства каждого перед последним вздохом исключительно индивидуальны. Человек остается наедине с самим собой и своими мыслями: мы приходим в мир в одиночестве, и уходим из него одни. Каждый переживет свои, ни на что не похожие ощущения, но стадии до окончания жизни примерно одинаковы.

Процесс физической смерти по стадиям, их длительности и симптомам приведен в таблице.

Стадии смерти Что происходит с телом Симптомы наступления Длительность
Предагоническое состояние Тело пытается снизить мучения организма, вызванные причиной умирания Нарушаются функции ЦНС, дыхание становится частым и нерегулярным, притупляется боль, возможна потеря сознания От нескольких минут до нескольких часов, в некоторых случаях фаза отсутствует
Агония Последняя попытка организма выжить, сосредоточение всех сил на борьбе за жизнь Учащенное сердцебиение, сознание возвращается к человеку, тяжелое дыхание От 5 до 30 минут
Клиническая смерть Тело не подает видимых признаков жизни, но еще живо Прекращение биения сердца, кислород больше не поступает к мозгу От 5 до 15 минут в зависимости от причин смерти и возраста пациента
Диагностирование смерти Тело мертво Остановка дыхания и сердцебиения, ЦНС не подает признаков жизни 5–10 минут

О процессе смерти и биологического умирания, отделения души от тела расскажет Лама Оле Нидал: кроме того, он поделится полезной практикой, которая сделает сложный процесс легче.

Человек чувствует свою смерть

Многие люди действительно способны почувствовать ледяное дыхание смерти за годы и месяцы до ее физического наступления. Но чаще смерть предсказывают за несколько дней, это можно объяснить простыми изменениями в организме:

  1. Во внутренних органах отсутствуют болевые рецепторы, но они могут дать знать о себе, сигнализируя о скором прекращении функционирования.
  2. Человек ощущает даже надвигающуюся простуду, неудивительно, что он может почувствовать нечто более серьезное.
  3. Организм во многом мудрее сознания, а его нежелание угасать колоссально.

Не стоит паниковать из-за внезапного ухудшения здоровья и сразу писать завещание. А вот поход к доктору окажется как нельзя кстати.

За несколько часов до ожидаемой кончины можно предсказать скорый исход по следующим симптомам:

  • боль в груди, дышать тяжело и от недостатка воздуха грудную клетку как будто разрывает изнутри;
  • головокружение – человек становится частично невменяем, за свои действия и слова он больше не отвечает;
  • страх – даже если человек полностью готов к происходящему, чувство страха витает где-то рядом;
  • жар – температура тела не увеличивается, но человеку кажется, что в комнате душно.

Некоторые художники и поэты предсказали свою гибель в творчестве задолго до ее фактического наступления: например, А.С. Пушкин описал гибель своего литературного прототипа Ленского на дуэли за 11 лет и 11 дней до рокового выстрела Дантеса.

Знаменитости, которые предсказали свою смерть

Психологический аспект смерти

Смерть относится к тем явлениям, ожидание которых гораздо страшнее самого процесса: многие люди отравляют свое существование постоянными мыслями об ужасах перехода в мир иной. Особенно тяжело пожилым людям и тем, кто смертельно болен: постоянные мысли о физической смерти способны привести к тяжелой депрессии.

Не стоит паниковать и чрезмерно много сил посвящать вопросам об изучении механизмов смерти. Это способно привести к панике и общему ухудшению самочувствия.

Смерть – неизбежный процесс, это часть жизни, поэтому надо относиться к ней спокойно. Нельзя расстраиваться из-за того, чего нельзя изменить. Если не получается смотреть на смерть с оптимизмом, хотя бы стоит постараться сохранить присутствие духа. В итоге никто с полной уверенностью не может сказать, что ждет человека за пределами жизни. Но многие показания переживших клиническую смерть настраивают на позитивный лад.

Что после смерти

Сказать с уверенностью о том, что ждет человека, невозможно, однако большинство сходится во мнении, что смерть – это далеко не конец. Это лишь расставание с физической оболочкой и переход его на новый уровень.

Отделение души от тела

Разница во взглядах на смерть и ее последствия религии и науки отражена в сводной таблице.

Вопрос Ответ религии Ответ ученых
Смертен ли человек? Тело физическое смертно, но бессмертна душа Человек не существует вне своей физической оболочки
Что ждет человека после смерти? В зависимости от деяний при жизни душа человека продолжит бытие в раю или аду Смерть необратима и является концом бытия
Реально ли бессмертие? Бессмертие обретет каждый – единственный вопрос в том, будет ли оно полно радости или мучений Единственное возможное бессмертие в оставлении потомства и воспоминаниях близких
Что есть земная жизнь? Земная жизнь лишь миг перед бесконечной жизнью души Жизнь физическая – все, что есть у человека

После смерти физической душа не сразу отправляется в мир иной: некоторое время она привыкает к новой форме и продолжает находиться в человеческом мире. В это время сознание практически не меняется, эфирная душа продолжает ощущать себя той же личностью, что и при жизни. Лишь на 3-й день душа окончательно отделяется от тела и готова к переходу в мир иной.

Что с душой после смерти в разных религиях

Развивавшиеся в культурной изоляции народы демонстрируют удивительно похожие системы организации загробной жизни: для праведников есть место вечного блаженства – Рай, для грешников приготовлены бесконечные страдания в Аду. Такая пересекаемость сюжетов говорит о чем-то большем, чем бедное воображение: древние могли обладать более обширными сведениями о загробном царстве, чем современный человек, а их записи могут оказаться не просто сказкой, а реальностью.

О тайнах потусторонней жизни подробно расскажет фильм телеканала Рен ТВ – оказывается, существуют подтверждения того, что Рай и Ад реальны:

Христианство

Концепция Рая напоминает настоящее государство – не зря его называют Царством Небесным, у ангелов есть своя иерархия, во главе священной обители Отец, Сын и Святой дух. Попавшие в рай души находятся в состоянии блаженного покоя и радости. Противоположный Раю мир – Ад – это место для тех, кто много грешил и не раскаивался в этом.

Иудаизм

Древняя религия не обладает единой концепцией загробной жизни. Но описания из Священного Талмуда говорят о том, что это место совершенно отлично от реальности. Люди, удостоенные райских кущ, не знают человеческих чувств: между ними нет раздоров и ссор, зависти и влечения. Они не знают жажды и голода, единственное занятие праведной души – наслаждение истинным светом Бога.

Ацтеки

Верования сводятся к трехуровневой системе организации Рая:

  1. Низший уровень – сюда попадают те, кто грешил. Больше всего напоминает земную реальность. Души покойных не знают нужды в пище и воде, много поют и танцуют.
  2. Средний уровень – Тлиллан-Тлапаллан – рай для жрецов и постигших истинные ценности. Здесь больше ублажают дух, а не тело.
  3. Высший уровень – Тонатиухикан – в Дом Солнца попадают только самые просветленные и праведные, они проведут вечность бок о бок с божествами, не зная забот о материальном мире.

Греки

Душу, покинувшую физическое тело, ожидало мрачное царство Аида: вход туда даже можно отыскать на безбрежных просторах Эллады. Попавших не ждало ничего хорошего: лишь бесконечное уныние и стенания о прошедших прекрасных днях. Иная участь постигала души героев и облеченных славой и талантом людей. Они попадали на знаменитые Елисейские поля для бесконечных пиров и бесед о вечном.

Харон перевозит душу в царство мертвых

Буддизм

Одна из наиболее популярных религий в мире благодаря идее реинкарнации. Чтобы определить, какого тела заслуживает конкретная душа, Яма Раджа заглядывает в зеркало истины: все злые дела отразятся в виде черных камней, а добрые – в виде белых. Исходя из количества камней, человеку дается та телесная оболочка, которую он заслужил.

Буддизм не отрицает концепции Рая – но попасть туда можно только после длительного процесса реинкарнации, когда душа достигает наивысшей точки развития. В Раю нет места скорби и печалям, а все желания удовлетворяются мгновенно. Но это непостоянная обитель души – отдохнув в райских кущах, она вернется на землю для дальнейших перерождений.

Индийские мифы

Индия – страна яркого солнца, вкусной пищи и «Камасутры». Именно из этих составляющих складывается представление о загробной обители для храбрых воинов и чистых душ. Вождь мертвых – Яма – доставит достойных в Рай, где их ждут бесконечные чувственные удовольствия.

Нордическая традиция

Скандинавы пророчили райские кущи только прославленным воинам. Души павших в битвах мужчин и женщин собирали прекрасные Валькирии и уносили прямиком в Вальхаллу, где обретшего вечную жизнь ждали бесконечные пиры и наслаждения, недоступные при жизни.

Представления скандинавов о загробном царстве примитивны и основаны на доминирующей части быта древних племен – военных действиях.

Египетская культура

Появлением в мировых религиях описания страшного суда человечество обязано именно египтянам: знаменитая «Книга мертвых», датированная 2400 г. до н. э. подробно обрисовывает этот леденящий душу процесс. После смерти физической душа египтянина попадала в Зал Двух Истин, где ее взвешивали на двусторонних весах.

Фрагмент Книги Мертвых – суд в Зале Двух Истин

Если душа оказывалась тяжелее пера богини Справедливости Маат, ее пожирало чудовище с головой крокодила, а если грехи не тянули душу вниз – ее забирал с собой Осирис в царство вечного блаженства.

Египтяне рассматривали жизнь как суровое испытание и практически ждали своей смерти с первых дней существования – именно там предполагалось постичь настоящее блаженство.

Мусульманство

Чтобы человеческая душа обрела вечный покой и вкусила радости эдема, ей предстоит пройти суровое испытание – пересечение моста Сират. Мост этот настолько узок, что по толщине не достигает и человеческого волоса, а его острота сопоставима с самым острым земным лезвием. Осложняет дорогу шквальный ветер, без устали дующий навстречу эфирному телу. Только праведнику удастся преодолеть все препятствия и перейти в райское царство, грешник же обречен на падение в адскую бездну.

Зороастризм

Судьбу вечной души по этому религиозному мировоззрению решит справедливый Рашну: ему предстоит разделить все поступки человека на дурные и достойные уважения, а затем уже назначить испытание. Душе покойного предстоит перейти Мост Разделения для того, чтобы попасть в царство вечного блаженства: но тем, чьи прегрешения были велики, этого сделать не удастся – неправедные души подхватит демоническое существо по имени Визарш и унесет в место вечных мучений.

Может ли душа застрять в этом мире

После смерти эфирное тело человека находится в состоянии стресса, а перед ним открывается много путей. Иногда душа не решается отправиться по одному из них и остается между мирами, что равносильно бесконечным страданиям и мукам, по сравнению с которыми ад – увеселительное заведение.

Оказаться заключенным между миров и испытывать страшные муки до скончания времен может даже самый ярый праведник, если его дух недостаточно крепок.

Физическая смерть продолжается отделением души от телесной оболочки: несколько дней уходит на прощание с материальным миром. Но этим все не заканчивается, а душе предстоит начать путешествие по миру невидимому. Но если человек был безынициативным, вялым и нерешительным при жизни, ему и после смерти не удастся измениться: именно такие души рискуют не сделать выбор и остаться между миров.

Мир и спокойствие

Люди, которым удалось продолжить земной путь после клинической смерти организма, много рассказывают о том, что им удалось пережить за считанные минуты пребывания по ту сторону. Более половины спасенных говорят о знакомстве с некоей нематериальной сущностью, имеющей человеческие очертания. Кто-то уверяет, что это Творец Вселенной, кто-то говорит об ангеле или Иисусе Христе – но одно остается непреложным: рядом с этим существом охватывает полнейшее понимание смысла бытия, всеобъемлющая любовь и безграничное умиротворение.

Звуки

В момент отделения эфирной сущности от физической оболочки человек может слышать неприятные и тревожные звуки, похожие на шум разбушевавшегося ветра, назойливое жужжание и даже звон сродни колокольному. Дело в том, что эфирное тело в момент отделения от физической оболочки отправляется в совершенно иное пространство по тоннелю: иногда перед смертью человек к нему подключается бессознательно, тогда умирающий говорит о том, что слышит голоса родственников, которых нет в живых и даже ангельскую речь.

Свет

Фраза «свет в конце тоннеля» может служить не только красивым оборотом речи, именно ее использует каждый, кто пережил состояние клинической смерти и фактически вернулся с того света. Эфирная сущность реанимированных людей видела ослепительный поток, созерцание которого сопровождалось необыкновенным спокойствием и умиротворением, принятием новой формы существования.

После смерти человек видит ярко освещенный тоннель

Никто не скажет точно, есть ли жизнь после смерти физического тела: но многочисленные свидетельства людей, побывавших по ту сторону, внушают оптимизм и надежду на то, что земной путь – это лишь начало длинного путешествия, срок которого – бесконечность.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

В любой профессии существует основная этика первостепенной важности. Медицина, например, основополагает свою профессиональную практику на клятве Гиппократа, которая формулирует этику лечения. Закон базирует свою практику на юридической этике. Высшая этика для профессии похоронного обслуживания, как известно, основывается на уважении к умершему. Этический вопрос «Что нужно делать с умершим?» можно понять неоднозначно. Некоторые люди полагают, что умерший должен быть погребен в землю. Другие выступают за кремацию. Третьи считают, что тела умерших следует передавать в медицинские образовательные учреждения. Четвертые поддерживают идею заморозки мертвых, а пятые выступают за утопление. Шестые - за отправку в космос...

ЭТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЕРТВОМУ ТЕЛУ
Так или иначе, но главный итог в истории человечества в том, что во все века люди старались избавиться от мертвого тела как можно скорее. Во-первых, людьми двигало чувство собственной безопасности - еще в древности стало ясно, что мертвое тело может быть опасным для живых. Во-вторых, люди не могли себе позволить, не хотели наблюдать за стремительным тленом, который разрушал мертвое тело любимого и дорогого человека. Превращение близкого в бесформенную гнилую биомассу - высочайшее испытание для любого. Хотя история знает немало примеров, когда любящий муж, жена или мать не хотели расставаться с дорогим усопшим, оттягивали погребение на месяц и более. Но зловоние, неприглядный вид, здравый смысл побуждали совершить прискорбный акт похорон.
В западной культуре наблюдается позиция отрицания и пренебрежения по отношению к умиранию и смерти. В частности, современная культура чрезвычайно высоко ценит новые, глянцевые и полезные вещи, в то же время обесценивая вещи старые, изношенные и непригодные. И потому, ценность человеческого трупа зачастую низка, т. к. труп символизирует собой смерть, вызывающую отвращение у нашей материалистически поверхностной культуры, которая пытается избежать всякого видения и знания её. Кроме того, тело умершего человека представляет собой психологический и этический парадокс для людей, поскольку живое всегда притягательно, а вид мёртвого тела отталкивает. Мёртвые символизируют собой разрушение и отчаяние, а поскольку живые люди не хотят иметь дело с разрушением и отчаянием, то мы придумали тщательно выработанную систему защитных мер, чтобы помочь нам справится с этой ситуацией.
Тем не менее, уважительное отношение к умершему глубоко укоренилось в человеческой природе, и неважно, в какой степени мы проявляем наше пренебрежение, апатию или даже отвращение. Мы призываем к этическому или уважительному отношению к умершим. Такое отношение было даже у наших далёких предков - неандертальцев.
Антропологические исследования доказывают, что захоронение человеческих тел - более древняя, чем все религиозные обряды, практика, которую применяли около 60 тысяч лет до нашей эры. В Шандиарской пещере в Ираке, исследователи обнаружили трупы, украшенные лосиными рогами и лопатками. Найдена пыльца цветов, которая, вероятно, использовалась в качестве приношения умершему и скрывала неприятный запах во время похоронного ритуала. У неандертальцев обнаружены первичные поведенческие характеристики присущего нам естественного и инстинктивного побуждения обращаться с умершими с великим почтением. Эта генетически и инстинктивно обусловленная традиция, сохраняется и поныне, облагороженная нашей современной культурой и интеллектом.
Из обзора истории человечества становится понятно, что пренебрежительное отношение к умершим отчётливо представляет собой основополагающую причину снижения государственного и общественного порядка. История показывает нам, что окончательное исчезновение многих цивилизаций было предвозвещено умножением безразличия к заботе о своих умерших. Древний Рим, Древняя Греция и фашистская Германия представляют собой образцы подобных цивилизаций. Исследуя падение этих могущественных империй, обнаруживается, что отсутствие должного внимания к умершим было распостраненным. Исторические хроники говорят о том, что соблюдение обрядов, ритуалов и траурных церемоний по умершим служит в качестве замечательного примера совершенства некоторых былых культур.
Об этических, моральных и социологических последствиях пренебрежения об уходе за умершими лаконично высказался выдающийся британский премьер-министр Уильям Э. Глэдстон (1809-1898):
«Покажите мне образ действий, с каким нация заботится о своих умерших, и я с математической точностью измерю степень милосердия этого народа, его отношение к законам государства и его преданность высшим идеалам».
Эта красноречивая цитата содержит глубокую нравственную истину, и в качестве цитаты специалисты похоронного обслуживания нередко её приводят. Но неважно сколько раз упоминались эти слова, их воздействие на нашу профессию, на общество и человечество в целом никогда не иссякнет.
Распространенный вид погребения на островах колониальной Англии. Посланник мира мертвых одет в саван полумонаха - облачение полуфараона. Молодой мужчина в страхе забрался на дерево, уступая дорогу агенту смерти

ИНФЕКЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ
Гниение тела начинается сразу после смерти. Тело превращается в хозяина множества организмов. Ткани и жидкости внутри тела меняют цвет и текстуру, и с течением времени отделяются от костей. Хотя гниение - это процесс естественный, разложение порождает запахи, вызывающие всеобщее отвращение и страх заражения. Тело должно вернуться в землю или сгореть в огне. Сегодня более половины человечества предпочитают именно огненный способ избавления от мертвого тела. В некоторых культурах смерть не считается окончательной, пока тело полностью не исчезнет. Время распада зависит от внутренних факторов, таких как вес, процедуры бальзамирования, и внешних условий, таких как воздействие влаги и кислорода. В некоторых случаях трупы высыхают или претерпевают химические изменения, которые становятся причиной частичного, временного или полного сохранения. Однако, в большинстве случаев, только намеренное мумифицирование спасет человеческие останки от превращения их в пыль.
Страх заразиться от мертвых в наши дни такой же сильный, каким он был в древней Греции. Считается, что миазмы, испускаемые разлагающимся трупом, загрязняют землю и воздух. Древние римляне и кладбищенские реформаторы девятнадцатого века выступали за то, чтобы мертвых хоронили за пределами города, чтобы защитить людей от опасных испарений, поднимающихся из могил.
Посадка деревьев на кладбище должна была уменьшить количество ядовитых паров в воздухе. Несмотря на это, могильщики часто заболевали и умирали в результате контакта с мертвыми. Хьюджес Маре описывает следующее происшествие в 1773 году: «Пятнадцатого января этого года могильщик, который копал могилу на кладбище Монморенси, задел своей лопатой труп, похороненный год назад. Из могилы поднялись зловонные пары, вдохнув которые, он содрогнулся... Когда он оперся на лопату, чтобы засыпать только что выкопанную им яму, он упал замертво».
В другой раз в 1773 году в нефе церкви Сент-Сатурнин в Сали копали могилу. Во время земляных работ вскрыли ранее существовавшую могилу, из которой вырвалась такая мерзкая вонь, что все, кто находился в это время в церкви, были вынуждены ее покинуть. Сто четырнадцать из 120 детей, готовившихся к первому причастию, серьезно заболели, 18 присутствующих, включая священника и викария, умерли. Могильщик Томас Оукс умер, когда копал могилу в церкви Олдгейт в 1838 году, Эдвард Луддетт умер мгновенно, когда попытался достать Оукса из ямы.
По мере того, как люди научились лучше понимать болезнь, смерти стали объяснять холерой или чумой, которые передаются от мертвых. Те, кто работали с трупами, вскоре научились принимать меры предосторожности и бальзамирование, в качестве санитарной меры, стало набирать все большую популярность. Когда Том Дадли, капитан Мигнонетте, умер от чумы в Сиднее, Австралия, в начале 20 века, его тело завернули в простыни, пропитанные дезинфицирующим средством, и положили в гроб. Гроб наполнили серной кислотой и перхлоридом ртути, спустили вниз по реке и закопали в очень глубокую могилу.
Таких смертельных примеров - тысячи, они встречаются во всех странах, описаны на всех континентах. А специалисты по бальзамированию до сих пор защищают себя и публику от заразных трупов, однако испарения мертвых продолжают преследовать живых.
Вид погребения у аборигенов Австралии - типичный азиатский способ оставления трупа на съедение птицам - грифам в башнях Молчания (Индия) и на деревьях (Австралия)

ФАЗЫ РАЗЛОЖЕНИЯ
Запахи, испускаемые мертвым телом, весьма неприятны, их ни с чем сравнить нельзя и невозможно стереть из памяти: Это запах, от которого люди отшатываются инстинктивно, как от пощечины. Запах человеческих останков люди считают более отталкивающим, чем любое другое испытание органов чувств. Люди, которые встретились с ним в первый раз, говорят что их нос перестал чувствовать запах только через несколько недель и даже годы спустя одно лишь воспоминание об этом запахе вызывает его ощущение в полную силу. Патолог Ф. Гонзалес-Крусси замечает: «Вымойте разлагающийся труп в сладко пахнущих духах, но он все равно будет вонять гнилой мертвечиной даже на ложе, усыпанном розами». Некоторые пытаются забить запах сигарами, кофе или ментоловой мазью, которую наносят себе под нос.
Те, кто работает в скорой помощи, как и патологи, хорошо знакомы с запахами смерти и относят покойников к трем категориям: свежие, зрелые и перезрелые. Всем студентам-медикам по занятиям в анатомическом театре известно, что от запаха смерти очень трудно избавиться, но вне контекста его иногда трудно распознать. 21-летняя женщина, квартира которой была этажом выше квартиры серийного убийцы Джеффри Дамера, сказала репортерам, что часто жаловалась управляющему на запах: «Он пропитывал мою одежду, и я не могла от него избавиться, даже после ванны. Разве мы могли предполагать, что это были мертвые люди
Естественное разложение тела сопровождается образованием большого количества сероводорода, двуокиси серы, метана и аммиака, которые создают внутри тела и внутри гроба огромное давление. Газ, образующийся внутри тела, постепенно вызывает всплывание утонувшего тела, даже если к нему привязан груз. Когда плоть достаточно разложилась и газ имеет место для выхода, плавающее по поверхности тело может снова затонуть и со временем превратиться в скелет. Внутри мертвого тела происходят многочисленные химические изменения, одно их которых - гидролиз и гидрогенизация жиров, процесс, в результате которого мускулы, внутренности и жировые ткани заменяются легкой, мыльной, восковой субстанцией, получившей название жировоск. Запах этой субстанции обладает особой силой.
Погребальная чулпа (chulpa) имела форму треугольной пирамиды. Собирали пирамиду из не обоженных кирпичей. Иногда чулпу строили в виде обелиска. Распространена была среди народов Южной Америки, в Мексике и особенно у американских индейцев. Предварительно забальзамированные особым южно-американским способом тела укутывались в собственную одежду, поверх которой одевалось погребальное облачение с колпаком и отверстием для лица и ног. Покойников хоронили сидя по семейному кругу, «смотрящих» друг на друга. Именно такие семейные склепы обнаружили первые испанские завоеватели Южной Америки

ФИЗИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТЕЛА
Несколько факторов влияют на гниение тел, которое можно разделить на четыре стадии по состоянию трупа: свежий, раздувшийся, разлагающийся и сухой. Из практики известно, что одна неделя на воздухе равняется двум неделям в воде и восьми неделям в земле. Самый быстрый способ разложения останков - кремация, которая сокращает распад тканей до одного часа.
Если тело подвергает воздействию тепла или в момент смерти человек имел повышенную температуру, разложение будет протекать быстрее. Высокие температуры ускоряют автолиз - разрушение тканей природными энзимами тела. Тело, оставленное на волю стихий зимой, быстрей разлагается изнутри, и существует большая вероятность появления на коже пятен, плесени и обесцвечивания, потому что кожа отделяется от тела не так быстро. Одежда или саван ускоряют процесс гниения. Худые люди и те, кто умирает внезапно в полном здравии, разлагаются медленней по сравнению с другими. Глубокое захоронение также тормозит разложение. Телам, похороненным на глубине полутора метров, на превращение в скелет требуются многие годы. Забальзамированные тела могут разлагаться более медленно в течение первых шести месяцев, что зависит от количества жировых тканей. Бальзамирование может замедлить деятельность личинок и распад тела на части.
Две могилы Мистера Беч и капитана Инна в английской колонии в Малайзии. Пытаясь подражать погребальной традиции Англии, аборигены сплели надгробные корзины, символизирующие вселенную, и выложили надгробие из бамбука

СОПУТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Как и бальзамирование, негашеная известь (которая, по мнению многих, уменьшает тело еще быстрее) - это консервант. Известь реагирует с жиром тела с образованием твердого мыла, устойчивого к воздействиям насекомых и бактерий и замедляющего гниение. Различные части тела могут разлагаться с разной скоростью. В почве с высокой природной кислотностью кости сохраняются плохо, зато могут сохраниться некоторые органические останки. В основных почвах органические остатки разлагаются быстро, зато сохраняются кости. Части тела, более устойчивые к разложению, по сравнению с другими частями, включают кости, зубы, хрящи, волосы и ногти. Женская матка, очень твердый и компактный мышечный орган, считается самым устойчивым к разложению органом человеческого тела.
В жарком сухом климате тело может мумифицироваться в одних местах и разлагаться в других, особенно там, где его части прижаты одна к другой или расположены в тесном месте, откуда жидкость не может легко испариться.
Распаду тела часто помогают насекомые, если у них есть к нему доступ. Фольклор изобилует описаниями червей, пожирающих наши земные останки, как, например, в следующих двух версиях популярной английской песенки:
1. Когда по улице навстречу гроб везут
Не думаешь ли ты, и мне придет капут?
Наденут деревянную рубашку,
Опустят в яму и засыплют под завязку.
И в черепе бесчисленные черви будут жить
И станут шастать взад-вперед -
Фьюить-Фьюить-Фьюить.
2. Когда по улице покойника везут
Ты думаешь, увы, и мне придет капут
Укроют саваном и глубоко зароют
И стану я червям едою и норою.
Съедят и выплюнут мое они нутро
И станут шастать взад-вперед - хохо-хохо-хохо.

Физическая судьба тела после смерти является вполне серьезным основанием для прижизненной скромности, поскольку мухи не слишком разборчивы в отношении тел, в которые откладывают яйца. На открытом воздухе тысячи яиц откладываются ими в нос, рот, уши и в любые поврежденные области. В жарком климате личинки могут "раздеть" труп до костей примерно за 10 дней - две недели. Даже в холодном климате личинки могут выжить в тепле, образующемся при разложении трупа.
Уильям "Тендер" Русс, могильщик, которому исполнилось 61 год, пожаловался человеку, бравшему у него интервью на то, что современная погребальная служба опускает стих из Библии из Книги Иова, в котором говорится о червях, вкушающих человеческое тело. "Они говорят, такие вещи звучат отвратительно. Они, в самом деле, отвратительны. Но это нужно людям, когда они смотрят вниз, на могильную землю".
Черви служат напоминанием о смертности нашего рода, и одновременно помогают и мешают судебным антропологам, изучающим их, чтобы определить время смерти, а затем вынужденным искать вокруг ее причину. Серийному убийце Деннису Нильсону мухи служили напоминанием о жертвах, которых он разместил под половицами. Дважды в день он обрызгивал свою квартиру, чтобы убить мух, которые вылетали из разлагающейся плоти мертвых. Хотя чаще всего с мертвыми связывают личинок мясной мухи, Уолл Стрит Джорнал пишет, что чаще всего в мавзолеях и склепах встречается горбатая муха (горбатка). Такие мухи откладывают яйца на тело перед захоронением или внутри гроба. Если взрослым особям не удается протиснуться в гроб через герметично заткнутую щель, они откладывают яйца вдоль трещин, чтобы потомство могло проникнуть внутрь через нее после того, как вылупится из яиц. Имеются данные о том, что одна пара горбатых мух в могиле может произвести 55 миллионов взрослых мух в течение всего двух месяцев.
Тела, оставленные не захороненными, могут стать добычей еще большего числа видов насекомых, включая несколько видов мух и жуков.
Музей Мумий в Гуанахуато, в коллекции которого насчитывается более ста мумифицированных тел, наглядно свидетельствует о необычном отношении местных жителей к смерти. Мумии, выставленные в стеклянных витринах музея, сохранились довольно хорошо. В отличие от египетских, мексиканские мумии явились результатом сильного обезвоживания тел, а не намеренного бальзамирования. Это происходит в связи с тем, что почва в Мексике богата минеральными веществами, а атмосфера очень сухая.
Фото: poetry.rotten.com. Все права защищены.

РЕЦИРКУЛЯЦИЯ ТРУПОВ
Несмотря на свою крайнюю непривлекательность, съедание насекомыми - это всего лишь один из способов рециркуляции трупов. Труп в качестве удобрения - тема, которой посвящено множество стихов и которая реализовалась на практике в сборе человеческих останков. В Англии в 1830-х и 1840-х годах тонны человеческих костей перемалывались на мельницах и использовались как удобрение. В Китае кости для такой цели собирали в некрополях. Экономисты девятнадцатого века видели больше пользы в кремации, а не в захоронении, зная, что пепел является отличным удобрением.
Другие требовали, чтобы кладбища были превращены в растениеводческие фермы. "Чудесные цветы, которые здесь цветут, / удобрены Герти Гриер" - так звучит самая обычная эпитафия. Многие люди просили, чтобы их похоронили в их собственных садах, однако идея о том, что тело должно превратиться в часть съедаемых нами овощей, была обвинена в каннибализме, хотя позже обвинение сняли: "После смерти, претерпевая различные превращения во время разложения, человеческое тело превращается в другие органические вещества. Эти вещества могут поглощаться растениями, и люди могут есть эти растения или их плоды. Таким образом, атомные элементы, составляющие умершего человека, могут со временем оказаться в других людях". Реальность явления "Из земли в землю" не такая заманчивая, как это стараются представить поэты. "Из пыли в пыль, они говорят. Мне смешно. Из грязи в грязь, больше похоже на правду", - сказал Уильям Русс по прозвищу «Нежный».
В то время как Омар Хайям пишет о траве, растущей из незнакомых, но чудесных губ, поэты используют образ разрушающихся женских форм, чтобы посетовать о человеческом тщеславии. "Эй, леди - накладная грудь, сумела обмануть мужчин - червей не обмануть!" - пишет Сирил Турнюр в «Оболочке смерти». Даже самые красивые и самые богатые мужчины должны распухнуть и сгнить в могиле. Распад плоти стирает все признаки индивидуальности, кроме разницы в размере костей и строении.
Английские пуритане семнадцатого века проповедовали, что тело без души будет кошмаром для тех, кто его узрит. В эпитафиях начала восемнадцатого века разложившееся тело сравнивается с воскресшими мертвыми и существованием в человеческой памяти. Трупы убирают подальше, потому что они неприятны органам чувств, а также потому, что они становятся бесполезными. Автор книги Мумии Георгес МакХаг пишет, что тела, которые не разлагаются естественным образом, было бы хлопотно иметь в ближайшем окружении, все равно, что старые консервные банки. Пластический хирург Роберт М. Голдвин, напротив, скорбит по поводу того, что "Мои человеческие полотна должны иссушиться до полного исчезновения вместе со мной". Это - тоже тщеславие, но, несмотря на все сетования, плоть растворится.
Самомумификация трупа под действием солнечных лучей

ПОВЕРИЯ И СУЕВЕРИЯ
Для некоторых людей смерть означает полный распад тела. В таких случаях траур по усопшему, по-видимому, продолжается параллельно разложению трупа, до его полного распада. В Древней Греции считали, что скорость разложения прямо пропорциональна социальному положению усопшего.
Греческая православная церковь заявила, что не разлагаются только тела отлученных от церкви. Поэтому, среди греческих проклятий есть такие как "Чтоб земля тебя не взяла" и "Чтоб ты не сгнил". Римские католики верят в то, что не гниют только трупы святых.
С точки зрения науки мумификация может произойти естественным образом при подходящих условиях, но основное правило - разложение. И в гробу, и в одном саване, тела всегда становятся пищей червям. Многие люди распоряжаются о кремации своих тел, чтобы избежать обычного хода вещей, а другие попросту стараются об этом не думать, и все равно, гниение тела после смерти, как страстно утверждают поэты, это вызов нашему земному тщеславию.
“Мертвая бабочка на живом цветке”. Даже бабочка выбирает себе место для вечного упокоения.
Фото

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, смерть не является популярным, широко обсуждаемым вопросом, темой, на которую люди привыкли каждодневно размышлять. У самого предмета смерти начальная неопределенность. Что же касается человеческих останков, то общественный статус этого явления относится во всех цивилизованных странах к постыдным табу общества. В 1975 году известный последователь психологии смерти Элизабет Кублер-Росс писала, что смерть это «страшный и ужасный вопрос», обсуждение которого люди избегают всеми возможными способами.
Но последнее десятилетие выявило большую раскрепощенность смерти. Череп стал модным атрибутом в одежде, появилось планетарное молодежное движение «Эмо», навеянное символикой смерти. Смерть стала новой радикальной и модной темой средств массовой информации, пищей для бесконечных телепрограмм и газетных статей.
Вместе с тем, если тяжелая утрата, эвтаназия, хосписы, убийства, самоубийства прочно заняли ниши самых обсуждаемых информационных блогов, то человеческие останки, представляющие собой суть, материальное содержание благодарной памяти потомков, по-прежнему вынесены за пределы общественных интересов и ничего, кроме брезгливости, неприязни, ощущения грязи, чего-то омерзительного у большинства людей не вызывают.
Хочу надеяться, что интеллектуалы, высокодуховные, нравственные люди все же громко заявят о том, что отрицание смерти - далеко не безобидное явление. Ведь это все-равно что отрицать сам факт существования вселенной. Англичанин Джон МакМэпперсон сказал: «Отношение людей к останкам своих сородичей имеет решающее значение для понимания собственного предназначения на земле, для осознания того, что каждый из нас должен умереть. И действительно, человеческое предназначение - это нечто большее, чем приход смерти и продление жизни. Ведь тот, кто пришел на свет и начал жить, тот начал умирать.
Как хочется процитировать здесь простое правило этики: «Уступи место другим так же как другие сделали для тебя». Я за очеловеченную смерть. Но, видимо, вульгарное восприятие смерти будет жить вечно. Такие же шансы у тех, кто смерть благотворит. Хочется, чтобы последних было больше. Пока одни цинично рассуждают о том, что черви, которые поедают трупы любимого человека, будут сыты, другие пусть находят утешение в обретении вечной жизни.

СЛОВАРЬ ТАНАТОПРАКТИКА
АБСОРБЦИЯ - поглощение газа или растворенного вещества жидкостью или твердым телом.
АУТОЛИЗ (саморазрушение) - самопереваривание - распад клеток и тканей организма под влиянием содержащихся в них гидролитических ферментов. Аутолиз посмертный - происходит без участия микроорганизмов и обусловлен активизацией гидролитических ферментов в условиях сдвига реакции среды в кислую сторону; относится к ранним трупным явлениям.
АЭРОБЫ - микроорганизмы, которые могут жить и развиваться только при наличии свободного кислорода. Некоторые из них активно участвуют в процессе гниения трупа (более полное разложение молекул белка и меньшее образование зловонных веществ).
БЕЛОГЛАЗОВА ПРИЗНАК (феномен "кошачьего глаза") - один из признаков, указывающий на наступившую смерть. При сдавлении с боков глазного яблока зрачок приобретает вид узкой вертикальной щели, а при давлении сверху вниз - горизонтально удлиненной. Этот признак наблюдается уже через 10-15 минут после наступления смерти.
ГЕМАТОМА (кровяная опухоль) - ограниченное скопление крови в тканях с образованием в них полости, содержащей жидкую кровь.
ГЕМОЛИЗ (эритроцитолиз) - разрушение эритроцитов с выходом гемоглобина в плазму.
ГЕМОПЕРИКАРД - скопление крови в полости сердечной сумки (перикарде).
ГЕМОПНЕВМОПЕРИКАРД - скопление крови и воздуха в полости сердечной сумки.
ГИПЕРЕМИЯ - увеличение кровенаполнения какого-либо участка периферической сосудистой системы (например, на коже в виде покраснения).
ГИПЕРКАПНИЯ - повышенное содержание углекислого газа в крови или других тканях.
ГИПЕРТРОФИЯ - увеличение органа или его части вследствие возрастания объема или числа клеток.
ГИПОСТАЗ - застой крови в нижележащих частях тела и отдельных органов. Различают гипостаз прижизненный, агональный и посмертный. В судебной медицине - первая стадия образования трупных пятен, обусловленная стеканием крови вниз, в силу тяжести, с переполнением сосудов, особенно капилляров. На этой стадии трупное пятно при надавливании бледнеет вследствие вытеснения крови из сосудов, затем вновь окрашивается. Трупные пятна появляются через 1,5-2 часа после наступления смерти, стадия гипостаза продолжается 8-15 часов.
ГНИЕНИЕ - процесс расщепления органических, азотсодержащих, главным образом белковых, веществ в результате жизнедеятельности микроорганизмов. В судебной медицине гниение трупа относится к поздним трупным явлениям, разрушающим мертвое тело. Оптимальные условия для гниения трупа создаются при температуре окружающей среды 30-40°С и влажности 60-70%; мягкие ткани трупа могут разрушиться за 1-1,5 месяца.
ГНИЛОСТНЫЕ ГАЗЫ - вещества, образующиеся при гниении органов и тканей, содержащие метан, аммиак, сероводород, азот, углекислый газ, этил- и метилмеркаптан.
ДАВНОСТЬ ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПА - период времени, прошедший с момента захоронения трупа до момента его исследования.
ДАВНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ - период времени, прошедший с момента остановки сердца до момента осмотра трупа на месте его обнаружения или до момента исследования. Давность наступления смерти определяется по степени выраженности трупных изменений, с помощью суправитальных реакций, морфологических, гистохимических, биохимических, биофизических методов исследования органов и тканей трупа.
ДЕФОРМАЦИЯ - изменение размеров и формы тела под воздействием внешней силы (без изменения массы); упругая - если она исчезает после прекращения воздействия, пластичная - если она полностью не исчезает. При деформации в теле возникает особое состояние, называемое напряжением. Наибольшее напряжение, при котором деформация сохраняет упругий характер, называется пределом упругости. Напряжение, при котором тело разрушается, называется пределом прочности. Наиболее простые виды деформации тела: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб или кручение. В большинстве случаев деформация представляет собой совокупность нескольких видов деформаций одновременно. Вместе с тем любую деформацию можно свести к двум наиболее простым - растяжению (или сжатию) и сдвигу. Деформацию исследуют с помощью тензометрии, а также тензо-датчиками сопротивления, рентгеновским структурным анализом и другими методами.
ДУБЛЕНИЕ ТОРФЯНОЕ - вид естественной консервации трупа, возникающей при нахождении тела трупа длительное время в торфяной почве, где под воздействием гумусных (гуминовых) кислот происходит уплотнение мягких тканей и органов, окрашивание их в буро-коричневый цвет. Кожа трупа становится плотной, ломкой, приобретает темно-коричневую окраску. Минеральные соли в костях растворяются, вследствие чего последние становятся мягкими, напоминают хрящи, легко режутся ножом.
ЖИРОВОСК (трупный воск) - вид естественной консервации трупа; вещество, в которое превращаются ткани трупа в условиях повышенной влажности при отсутствии или недостаточном содержании воздуха, представляющее собой соединения жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) с солями щелочных и щелочноземельных металлов (мыла).
ЗАБРЮШИННАЯ ГЕМАТОМА - кровоизлияние с образованием скопления крови в клетчатке забрюшинного пространства (в заднем отделе брюшной полости).
ЗОНА ПЕРВИЧНОГО НЕКРОЗА - центральная (близкая к раневому каналу) часть зоны контузии тканей, погибающих в момент ранения при непосредственном контакте с ранящим снарядом или сопутствующими компонентами выстрела.
ИМБИБИЦИЯ (впитывание, пропитывание) - третья стадия образования трупных пятен, развивающаяся на вторые сутки. В этой стадии трупные пятна не бледнеют при надавливании и не перемещаются. При разрезе ткани трупные пятна равномерно окрашены в светло-фиолетовый и лиловый цвета, из сосудов капли крови не выделяются.
КОНСЕРВИРОВАНИЕ (сохранение) ТРУПА - естественные (мумификация, торфяное дубление, жировоск, замерзание) или искусственные факторы (химические - формалин, спирт), препятствующие гнилостному распаду органов и тканей трупа.
КРОВОИЗЛИЯНИЕ (геморрагия, экстравазат) - накопление крови, излившейся из сосудов, в тканях и полостях организма.
КРОВОПОДТЕК - кровоизлияние и просвечивание скопившейся крови в коже, слизистой оболочке и подлежащих тканях вследствие разрыва кровеносных сосудов от воздействия тупого предмета. В зависимости от срока образования кровоподтек имеет различную окраску, что дает возможность судить о давности его образования. Форма его указывает на особенности поверхности травмирующего предмета.
МАЦЕРАЦИЯ (размягчение, вымачивание) - набухание, размягчение и разрыхление тканей в результате длительного воздействия на них жидкостей, мацерация кожи трупа образуется под действием жидкости, чаще воды. Вначале разрыхляется роговой слой эпидермиса в виде набухания и сморщивания кожи и ее жемчужно-белого окрашивания. При длительном воздействии воды мацерированные слои отторгаются от дермы с ногтями в виде "перчаток смерти".
МУМИФИКАЦИЯ (делать мумию) - высыхание тканей трупа, создающее возможность его длительного сохранения. М. возникает только при сухости воздуха, достаточной вентиляции и повышенной температуре; образуется на открытом воздухе, в проветриваемом помещении и при захоронении трупов в сухих крупнозернистых и песчаных почвах. Интенсивность М. зависит и от массы тела. Этому процессу более подвержены трупы, имеющие слабо выраженный подкожный жировой слой. При М. труп теряет всю жидкость, масса его составляет 1/10 часть от первоначальной.
ОКОСТЕНЕНИЕ - этап остеогенеза, при котором происходит минерализация (обызвествление) межклеточного вещества. В развитии скелета наблюдаются три стадии: соединительно-тканная, хрящевая и костная. Эти стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, большинства костей лица и др. Различают следующие виды окостенения: эндесмальное, перихондральное, периостальное, энхондральное.
Эндесмальное - происходит в соединительной ткани первичных костей с появлением островка костного вещества (ядро окостенения) и лучеобразным распространением (например, формирование теменной кости).
Перихондральное - происходит по наружной поверхности хрящевых зачатков кости при участии надхрящницы. Дальнейшее отложение костной ткани идет за счет надкостницы - периостальное окостенение.
Энхондральное - совершается внутри хрящевых зачатков при участии надхрящницы, которая выпускает отростки, содержащие сосуды, внутрь хряща. Костеобразовательная ткань разрушает хрящ и образует островок - ядро окостенения.
Энхондрально окостеневают позвонки, грудина, эпифизы длинных трубчатых костей конечностей; перихондрально - основание черепа, диафизы длинных костей конечностей и др.
ОКОЧЕНЕНИЕ ТРУПНОЕ - абсолютный ранний признак смерти, уставляет собой своеобразное состояние мышечной ткани в виде уплотнения и укорочения мышц, фиксирующее труп в определенной позе. Проявляется шляется в первые 2-4 часа после смерти одновременно во всех группах мышц, однако, как правило, по нисходящему типу: окоченевают прежде всего жевательные мышцы, затем мышцы шеи, туловища и верхних конечностей и в последний очередь - нижних конечностей. Определяется во всех группах мышц через 12-18 часов после смерти, достигая максимума через 20-24 часа, и удерживается несколько суток, после чего разрешается. Оно развивается и в гладкой мускулатуре. Каталептическое окоченение трупное возникает в момент наступления смерти и сохраняет первоначальную позу трупа (например, при разрушении продолговатого мозга). Окоченение трупное позволяет судить о давности смерти, фиксирует посмертную позу умершего, дает возможность решать вопрос о перемещении трупа и изменении его позы.
ОСТАНКИ КОСТНЫЕ - кости трупа, оставшиеся после полного или частичного распада мягких тканей и органов под влиянием естественных процессов (гниения, разрушения насекомыми и их личинками, мелкими грызунами и крупными животными, хищными рыбами, членистоногими, птицами и др.). Могут сохраняться столетиями, являются объектом судебно-медицинского исследования.
При обнаружении О.к. устанавливается принадлежность какому-либо человеку, пропавшему без вести, т.е. устанавливается личность умершего. С этой целью определяют анатомические особенности останков костных, видовую их принадлежность, пол, возраст, расу, рост, особенности строения тела по костям и пр. Пол, возраст, расу определяют по костям черепа, таза, состоянию зубов, другим костям, рост - по длинным трубчатым костям, причем возможно определить рост по фрагментам костей. Конкретная личность устанавливается по частным признакам - аномалиям анатомического строения, особенностям зубов, следам перенесенных травм и заболеваний и пр. Исследованные повреждения на костях могут указать на причину смерти. Существующие методы исследования останков костных позволяют определить давность захоронения трупа.
Судебно-медицинская экспертиза по останкам костным проводится в медико-криминалистическом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы.
ПНЕВМОТОРАКС (воздух в груди) - проникновение воздуха через поврежденную грудную стенку или из поврежденного легкого и скопление ею между легочной и пристеночной плеврой, одно из грозных осложнений и проявлений травмы груди. При этом легкое спадается, межплевральная щель превращается в полость.
Различают П. полный и частичный, одно- и двусторонний; травматический, хирургический, спонтанный и искусственный. Травматический П. бывает открытым, закрытым и клапанным. При закрытом П. воздух, попавший в полость плевры, вскоре рассасывается (300-500 мл воздуха рассасывается в течение 2-3 недель). При открытом и клапанном П. развивается тяжелый симптомокомплекс сердечно-сосудистых и дыхательных расстройств, картина плевропульмонального шока, ведущего в ближайшие часы после ранения к смерти раненого, если ему не оказана медицинская помощь.
ПТОМАИНЫ (мертвое тело, труп) - трупные яды, алкалоидоподобные вещества, образующиеся в процессе гниения белковых веществ. К ним относятся: холин, нейридин, триметиламин, кадаверин, путресцин, сарпин, мидалеин, мидин, мидатоксин. Считают, что различные П. появляются в трупе при его гниении не одновременно, а в определенной последовательности, что требует от эксперта соблюдения осторожности при исследовании трупов.
ПЯТНА ТРУПНЫЕ - абсолютный признак смерти. Представляют собой скопления крови в нижележащих отделах тела, возникающие вследствие силы тяжести, с переполнением мелких сосудов, капилляров и просвечивания крови сквозь кожу, синюшно-серого или синюшно-багрового цвета. Появляются они обычно через 1,5-2 ч после смерти.
В своем развитии П.т. проходят три стадии: гипостаз, стаз и имбибицию что дает возможность определить давность наступления смерти. Кроме того, П.т. указывают на положение тела после смерти, на количество крови в трупе; окраска их дает возможность выдвинуть определенную версию смерти (например, на отравление угарным газом указывает ярко-красная окраска П. Т.); позволяют установить факт перемещения трупа, иногда решить другие важные для следствия вопросы.
РОДЫ ПОСМЕРТНЫЕ - выдавливание плода через родовые пути из матки трупа беременной женщины газами, образовавшимися при гниении.
ТАНАТОЛОГИЯ (учение о смерти) - наука, изучающая процесс умирания, смерть, ее причины и проявления. Судебная Т. - раздел танатологии, входящий в компетенцию судебных врачей, - изучает все виды насильственной смерти и скоропостижную смерть.
ТЛЕНИЕ - процесс разложения белков при доступе воздуха, небольшом количестве влаги и преобладании аэробных бактерий, один из видов гниения. Т. проходит интенсивнее обычного гниения, с более полным окислением и сопровождается относительно небольшим образованием дурно пахнущих газов.
ТРУП (кадавер) - мертвое тело человека (или животного), один из объектов судебно-медицинской экспертизы, вскрытие трупа обычно производят не ранее чем через 12 часов после смерти.
ЦИАНОЗ (темно-синий) - синюшная окраска кожи и слизистых оболочек, обусловленная высоким содержанием в крови восстановленного гемоглобина.
ЭМФИЗЕМА ТРУПНАЯ (вздутие) - растяжение органов и тканей трупа в результате образования и проникновения в рыхлые ткани и подкожную основу газов, образовавшихся в результате гниения. Давление газов в брюшной полости может достигать иногда 2 атм.

Сергей ЯКУШИН, Президент Ассоциации крематориев и производителей кремационной техники, издатель журнала «Похоронный дом»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх