Ударили в челюсть болит что делать. Лечение ушиба при сильном удару в челюсть. А теперь коротко и попроще

Здоровый образ жизни студента подразумевает
регулярное выполнение оптимального
двигательного режима с использованием
таких наиболее распространенных средств
физической культуры и спорта, как
утренняя гигиеническая гимнастика,
ритмическая гимнастика, оздоровительная
ходьба, оздоровительный бег, загородные
прогулки, однодневные туристические
походы и т. п.

Чтобы оценить физические качества
(силу, быстроту и выносливость) можно
пользоваться основными нормативами
кафедры и их оценочными критериями.
Динамика этих качеств в течение учебного
года вызывает несомненный интерес.

Их общеоздоровительное воздействие
известно, но пользоваться ими нужно
весьма осторожно с учетом физической
подготовленности и состояния здоровья
организма. Поэтому в самостоятельных
занятиях их применение должно быть
регламентировано основными методическими
особенностями воздействия на организм.

Рассмотрим более подробно некоторые
из средств физической культуры и спорта.

Утренняя гигиеническая гимнастика.Должна быть обязательным атрибутом в
режиме дня каждого студента. Ее
целесообразно проводить по 10–15 мин с
использованием 6–9 упражнений. Число
повторений зависит от степени сложности
упражнений и варьируется в пределах от
6 до 12 раз.

При построении комплекса следует
исходить из следующих рекомендаций.

1. Последовательность упражнений: ходьба
на месте или в движении; упражнения на
потягивание; упражнения с наклонами
вперед, в стороны, с поворотами туловища
вправо и влево; упражнения на силу мышц
рук (сгибание и разгибание рук в упоре
или висе); упражнения на растягивание
(махи ногами в различных направлениях);
упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса (поднимание ног, туловища из
положения лежа на спине или сидя на
полу, стуле);


2. При наклонах, приседаниях и других
упражнениях, сопровождающихся силовым
напряжением и сужением грудной клетки,
делают выдох, при выпрямлениях – вдох.

3. Упражнения следует выполнять с
постепенным нарастанием нагрузки.

4. Необходимо сочетать силовые упражнения
с упражнениями на растягивание и
расслабление.

5. После выполнения комплекса применяются
водные процедуры.

6. Через каждые 1–2 недели комплекс
следует менять.

Ритмическая гимнастика.Данная
форма занятий физическими упражнениями
представляет собой вид высокой физической
активности. Особенностью занятий
ритмической гимнастикой является
включение в активную двигательную
систему большого количества мышечных
групп. Движения выполняются динамично,
свободно, плавно, выразительно и
эмоционально. Ведущим и необходимым
фактором в занятиях является музыка,
которая в решающей степени формирует
ритм движения.


В ритмическую гимнастику включаются
следующие группы упражнений: для мышц
рук, ног, туловища и шеи; на напряжение
и расслабление мышц конечностей и
туловища; на общую координацию;
объединяющие упражнения для конечностей
и туловища.

Для того чтобы достигнуть большего
эффекта, необходимо придерживаться
следующих методических указаний: при
выполнении любого упражнения быть
предельно внимательным; движения
выполнять с оптимальной амплитудой;
избегать быстрых и резких движений при
расслабленном положении суставов;
избегать излишнего перенапряжения
спины и резких движений шеей и головой.

Прежде чем приступать к самостоятельным
занятиям ритмической гимнастикой,
желательно просмотреть ее демонстрацию
по телевидению и обратить внимание на
наличие в занятиях сочетаний быстрого
и медленного выполнения движений,
упражнений на восстановление дыхания,
контроля частоты сердечных сокращений
и ее регулировкой.

Оздоровительная ходьба.Является
естественным движением человека.
Особенно ценно ее воздействие на
циркуляцию крови в нижних конечностях
и на поддержание оптимального тонуса
в их мышечной и сосудистой системах.
Оздоровительное воздействие ходьбы
можно регулировать за счет темпа,
продолжительности и расстояния.

Темп ходьбы – число шагов в единицу
времени. В зависимости от индивидуальных
особенностей темп ходьбы различен.
Прежде всего он зависит от длинны шага.
Средняя длина шага равна 70 – 100 см. При
такой длине средний темп находится в
пределах 80 – 120 шаг/мин.

очень
медленная 60–70 шаг/мин или 2,5–3 км/ч

медленная 70–90 шаг/мин или 3–3,5 км/ч

средняя 90–120
шаг/мин или 4–5,5 км/ч

быстрая 120–140 шаг/мин или 5,5–6,4 км/ч

очень быстрая более 140 шаг/мин или свыше
6,5 км/ч.

Примерная программа распределения
нагрузки для начинающих, предложенная
В.В. Уховым (1985), приведена в табл. 6.3.

В течение занятия можно чередовать
скорость ходьбы. Например, в начале
медленная ходьба (10 мин), затем быстрая
(15–20 мин) и снова медленная (10 мин). В
заключение – общеразвивающие упражнения
успокаивающего характера в сочетании
с самомассажем мышц ног.


нога ставится на грунт с пятки на носок.
Делается своеобразный перекат стопы с
активным отталкиванием пальцами ног и
переносом тяжести на внешний свод стопы;

стопа ставится вдоль по прямой линии,
мысленно проведенной между сомкнутыми
ступнями. Носки ног в стороны не разводить;

туловище прямое, голову держать прямо,
плечи развернуты и опущены, мышцы
плечевого пояса расслаблены;

руки слегка согнуты в локтях, кисти рук
расслаблены. При активной работе рук
(в зависимости от темпа ходьбы) необходимо
подключать в движение лопатки;

при ходьбе не участвующие в работе мышцы
предельно расслаблены, движение ног
плавное, шаг пружинистый.

Оздоровительный бег. Как и ходьба, –
наиболее доступное средство физической
тренировки. При правильной методике
использования помогает укреплять
здоровье, физическую и функциональную
подготовленности организма.

Для начальной подготовки можно
воспользоваться рекомендациями К.
Купера (1979), приведенными в табл. 6.4.

После завершения программы провести
12-минутный тест. По результатам теста
определите степень своей подготовленности
(табл. 6.1). Если она стала выше, увеличьте
дистанцию пробега до 2,4 км, что соответствует
6 кругам по стадиону. Фиксируя время
пробегания, программу следующих 6 недель
тренировок составьте самостоятельно,
взяв за основу программу табл. 6.3.


руки во время бега должны быть согнуты
в локтях и свободно двигаться около
туловища строго вперед-назад;

туловище держится прямо, чуть наклонено
вперед, плечи опущены, положение
регулируется за счет наклона головы (в
зависимости от скорости бега);

кисти рук расслаблены, большие пальцы
кверху, ладони внутрь;

постановка ноги на грунт осуществляется
с наружного свода стопы с последующим
перекатом ее на переднюю часть;

бегать на носках нецелесообразно;

во время бега старайтесь держать ноги
ближе к линии, проведенной условно между
ногами.

Санитарные и гигиенические требования.Для успешных занятий оздоровительной
ходьбой и бегом большое значение имеет
удобная спортивная обувь: кроссовки,
кеды, полукеды (в зависимости от
климатических условий). Гимнастические
тапочки, различные ботинки на низком и
высоких каблуках для занятий непригодны,
так как вызывают излишнее напряжение
мышц голени и ахиллового сухожилия,
усложняют технику передвижения.

Желательно, чтобы подошва спортивной
обуви была достаточно мягкой и высокой,
хорошо амортизировала. В снег и дождь
наиболее надежна обувь с рифленой
подошвой. Для того чтобы уберечь ноги
от мозолей, целесообразно надевать две
пары носков. В жаркие летние дни желательно
пользоваться легким головным убором,
который хорошо предохраняет от солнечного
и теплового ударов.

Физический аспект здоровья в домашних условиях

Солнечный свет. Под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца в коже человека происходит выработка витамина D, который не только укрепляет кости, но и является хорошим средством от депрессии. Достаточный уровень данного витамина защищает от остеопороза, рассеянного склероза, рахита. Его дефицит способствует развитию пародонтоза, онкологических заболеваний, мышечных болей, болезней суставов и даже сахарного диабета.

Уничтожение болезнетворных микроорганизмов – это еще один из положительных аспектов воздействия солнечного света. В старину, до появления антибиотиков, солнечный свет активно использовали для лечения различных гнойничковых заболеваний кожи.

Кроме этого солнечный свет оказывает благотворное влияние на психику человека, вызывая положительные эмоции, которые также благоприятно воздействуют на общее самочувствие.

Вести ЗОЖ – это значит не пренебрегать прогулками в солнечные дни, регулярно «впускать» через открытые окна солнечные лучи в комнату и умеренно загорать. С другой стороны, во избежание негативного влияния солнечного света, в летние дни необходимо пользоваться солнцезащитными очками и не допускать солнечных ожогов, нося соответствующую одежду и пользуясь солнцезащитными кремами.

Воздух. Свежий воздух, насыщенный отрицательно заряженными ионами и кислородом, также благотворно влияет на общее состояние организма. Тугие пояса на талии и привычка дышать верхней частью грудной клетки, а также застойный воздух в помещении могут вызвать головную боль, нарушение сна, раздражительность, агрессивность, снижение концентрации внимание и ухудшение мыслительных способностей. Иногда для ясности мысли достаточно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.

Использовать свежий воздух для здоровья – это регулярно проветривать свое жилье, учиться дышать «животом» (диафрагмальный тип дыхания) и обеспечивать хорошую вентиляцию во время приготовления пищи на кухне, особенно если для этого используются газовые плиты.

Вода. Для нормального функционирования нашего организма достаточно в день употреблять 1,5–2 литра жидкости, 2/3 из которых должна составлять обыкновенная вода. О недостатке воды могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • головная боль (обычно достаточно выпить 1–2 стакана воды, чтобы она исчезла);
  • усталость, общая слабость, раздражительность;
  • появление запоров ;
  • отеки и одутловатость лица;
  • нарушение сна.

Наше сердце, нервная система, почки и другие органы хорошо функционируют, если в сутки человек весом в 70 кг выпивает не менее 1,5 литров жидкости. При избыточной массе тела следует добавить по 1 стакану на каждые 10 кг лишнего веса.

Сбалансированное питание. Основной принцип сбалансированного питания - умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.

Основу питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 овощей.

Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.

Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам.

Здоровое и сбалансированное питание – это основа профилактики рака прямой кишки, запоров, геморроя, гастрита, атеросклероза, гипертонии, остеопороза и многих других заболеваний.

Физические упражнения. Считается, что гиподинамия оказывает такое же вредное влияние на сосуды, как и длительный стаж курения. Физические упражнения не только улучшают обмен веществ и циркуляцию крови в организме, но и способствуют укреплению иммунитета, снижению холестерина и нормализации обмена веществ.

Для взрослого человека необходимо делать в день не менее 10 000 шагов. Полезными будут также занятия аэробикой, бегом, плаванием или другими видами спорта минимум по 30–40 минут 5 раз в неделю.

Самый простой способ мотивировать себя больше двигаться – это приобрести беговую дорожку и просматривать любимые телесериалы и программы не лежа на диване, а занимаясь на домашнем тренажере.

Отдых. Человек нуждается в ежедневном, еженедельном и ежегодном отдыхе, который зависит от основного вида деятельности. Например, при тяжелом физическом труде отдыхать – это выспаться, почитать интересную книгу или просто посидеть в любимом кресле. Если же работа сидячая, то лучшим отдыхом станет посещение спортзала и общение с друзьями на свежем воздухе.

Воздержание. По мнению специалистов, воздержание – это полный отказ от вредного и умеренность в полезном. Например, однозначно вредят здоровью человека курение, употребление наркотических препаратов, больших доз алкоголя, а также незащищенный секс с партнером, который заведомо имеет заболевание, передающееся половым путем. Поэтому для сохранения своего здоровья от этого всего лучше отказаться.

Вредные привычки

Алкоголь, табак и психотропные вещества вызывают в организме человека тяжелую зависимость. Нарушается работа сердца, легких, печени, расшатывается нервная система, ухудшается внешность. Вредные привычки разрушают карьеру и семью, отравляют жизнь окружающих.

В последнее время появляются новые виды зависимостей. Ведется полулегальная торговля курительными смесями, спайсами, энергетиками, которые позиционируются как безопасные для здоровья. На деле подобные увлечения могут вызвать острые расстройства психики, вплоть до смертельного исхода. Зависимость человека от интернета, социальных сетей, бесконтрольное употребление сладкой калорийной пищи вызывает в мозге такие же изменения, как при курении табака.

Бороться с пагубными привычками сложно, но можно. Необходимо желание человека избавиться от зависимости, жесткий самоконтроль, позитивный настрой и поддержка близких.

Состояние здоровья человека более чем 65% зависит от его стиля жизни. Основные составляющие здорового образа жизни человека тесно связаны между собой: нарушение в одной сфере влияет на все здоровье в целом.

Питание

Питание здорового человека должно быть регулярным, сбалансированным по белкам, жирам и углеводам, насыщено витаминами и микроэлементами. Белок – основной строительный материал, его получают из мяса, рыбы, яиц. Легко усваиваются организмом белки из молочных и морепродуктов. Сторонники вегетарианства восполняют потребность в белках за счет сои, бобовых культур, орехов.

Углеводы и жиры дают человеку энергию. Лучше употреблять так называемые медленные углеводы. К ним относят блюда из круп, цельных злаков. Они плавно расщепляются в организме и поддерживают стабильный уровень сахара в крови. Из жиров для здоровья человека более полезны растительные, они содержат ненасыщенные жирные кислоты, которые препятствуют отложению холестериновых бляшек.

В питании здорового человека должно быть много овощей и фруктов – это источник витаминов, минералов, клетчатки. Подстегивает обмен веществ в организме вода. Ее нужно выпивать не менее 2 л в сутки. Пьют воду небольшими порциями между основными приемами пищи.

Для здоровья человека важно осознанно выбирать продукты питания. Внимательно изучают состав и сроки хранения покупок – пища может быть напичкана вредными для здоровья человека консервантами, красителями, усилителями вкуса.

Ежедневное злоупотребление жирной и сладкой пищей ведет к нарушениям здоровья:

  • ожирению;
  • сахарному диабету;
  • болезням печени, почек.

Это веский довод отказаться от употребления продуктов из фаст-фуда, большого количества сдобы, сладостей в пользу здоровой пищи. Ограничивают употребление поваренной соли. Она задерживает жидкость в организме и может привести к появлению отечности.

Не стоит забывать о культуре питания. Красиво оформленные блюда, неспешный прием пищи дают моральное удовольствие, способствуют хорошему пищеварению и крепкому здоровью.

Это процесс поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей и регуляции функций. Различают эндогенное питание за счет запасов питательных веществ в организме и экзогенное – за счет питательных веществ, поступающих из внешней среды. У современного человека значительно ослаблен инстинкт к эндогенному питанию в ущерб своему организму.

Недостатки в организации питания особенно негативно отражаются на детях, что проявляется задержкой их роста, физического и психического их развития, снижением устойчивости организма к различным заболеваниям. Так, избыточное питание способствует развитию таких болезней, как ожирение, атеросклероз, сахарный диабет (ссылки на болезни) и др. Рациональное питание — это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Здоровое сбалансированное питание – это именно тот пункт здорового образа жизни, о котором говорят и знают практически все. Действительно, мы то, что мы едим. Если человек будет питаться жирной, острой, копченой, сладкой пищей и запивать все это газированными напитками, то в результате – организм начнет «говорить» хватит путем болезней.

Здоровое питание должно быть натуральным, сбалансированным по белкам, жирам и углеводам и не превращаться в культ потребления и насыщения. В противном случае, очень скоро такие пациенты принудительно посетят врача-гастроэнтеролога с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Если не уделять должное внимание здоровому питанию, то через некоторое время можно ощутить, как уменьшается работоспособность, появляется лишний вес, развивается диабет, возникают боли в сердце от ожирения, количество и частота заболеваний увеличивается.

Эффективность использования людьми
физических упражнений зависит как от
организации педагогического процесса,
так и от уровня материального и научного
обеспечения, совершенства органов
руководства и контроля. Целенаправленное
взаимодействие всех этих частей и
создает ту целостную социальную
организацию, которая называется системой
физического воспитания.

Физическое воспитание– это
специально организованный и управляемый
педагогический процесс, специфика
которого заключается в обучении
двигательным действиям и развитии
физических качеств человека, совокупность
которых в решающей мере определяет его
здоровье, телосложение, физическую
работоспособность, двигательные
способности.

Методические принципы физического
воспитания– это наиболее важные
положения, отражающие общие закономерности
воспитания.

Принцип сознательности и активности
раскрывается в следующих требованиях:
осмысленное отношение и устойчивый
интерес к цели и конкретным задачам
занятий; сознательный анализ, самоконтроль
и рациональное использование сил при
выполнении физических упражнений;
инициативность, самостоятельность и
творческое отношение к заданиям.

Принцип наглядности: необходимая
предпосылка освоения движений;
неотъемлемое условие совершенствования
двигательных навыков, развития физических
способностей. Преимущественное место
среди способов наглядного обучения на
первых порах занимают те, которые
обеспечивают формирование зрительных
образов. В дальнейшем же возрастает
роль двигательного анализатора и
соответствующих способов обеспечения
наглядности; взаимосвязь непосредственной
и опосредованной наглядности, объясняемая
единством чувственной и логической
ступеней познания.

Принцип доступности и индивидуализации:
определение меры доступного означает
полное соответствие возможностей и
трудностей; преемственность физических
упражнений (от освоенного к неосвоенному);
постепенность в переходе от одних
заданий к другим (от простого к сложному,
от легкого к трудному); осуществление
индивидуального подхода к воспитуемым
и создание условий для наибольшего
развития их способностей.

Принцип систематичности: непрерывность
процесса физического воспитания и
оптимальное чередование нагрузок с
отдыхом; сочетание повторяемости и
вариативности; последовательность
занятий и взаимосвязь между различными
сторонами их содержания.

Принцип постепенного повышения
требований (динамичности): необходимость
регулярного обновления заданий с общей
тенденцией к росту нагрузок; нагрузки
должны быть посильны для занимающихся;
динамика нагрузок должна характеризоваться
постепенностью. Ни один из указанных
способов не может быть полностью
реализован, если игнорируются другие.
Лишь на основе единства принципов
достигается наибольшая действенность
каждого из них.

Метод физического воспитания– это
разработанная с учетом педагогических
закономерностей система действий
педагога (преподавателя, тренера),
целенаправленное применение которых
позволяет организовать определенным
способом теоретическую и практическую
деятельность занимающегося, обеспечивающие
освоение им двигательных действий и
направленное развитие физических
качеств.

2) способствующие овладению техникой
двигательных действий;

3) развивающие физические (двигательные)
качества.

В первую группу входят методы,
предусматривающие устную передачу
информации.Устное изложение при
обучении движениям осуществляется в
виде рассказа, беседы, объяснения,
описания и других форм речевого
воздействия.

Рассказ – это изложение событий в
повествовательной форме. Беседа
представляет собой вопросно-ответную
форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор,
широко используемый при анализе
каких-либо явлений, процессов, событий.
Описание – это подробный перечень
признаков, особенностей изучаемого
упражнения. При его применении говорится,
что надо делать, но не указывается,
почему надо так делать. Объяснение
предполагает раскрытие существенных
закономерностей выполняемых движений.

Во вторую группу входят методы
наглядного восприятия, обеспечивающие
зрительное и слуховое восприятие
изучаемого движения: показ и звуковая
световая сигнализация. Показ двигательного
действия является наиболее специфическим
методом обучения двигательным действиям.
Демонстрация наглядных пособий создает
дополнительные возможности для восприятия
двигательного действия с помощью
предметного изображения.

Звуковая и световая сигнализации создают
необходимые слуховые и зрительные
ориентиры для начала и окончания действия
(движения), задают определенный темп и
и т.д.

На базе специальных знаний и в результате
многократного выполнения двигательных
действий происходит возникновение
двигательных умений и навыков,
характеризующих разный уровень
способностей владения действием.

Методы наглядного восприятияобеспечивают зрительное и слуховое
восприятие изучаемого действия. Показ
двигательного действия является наиболее
специфичным методом обучения. Демонстрация
наглядных пособий создает дополнительные
возможности для восприятия двигательного
действия с помощью предметного
изображения. Звуковая и световая
сигнализации создают необходимые
слуховые и зрительные ориентиры для
начала и окончания действия (или
движения), задают определенный темп и
ритм движений, направление, амплитуду
и т. д.

Следует выделить три основных категории
методов освоения и совершенствования
двигательных действий: целостного и
расчлененного упражнения; облегчения
и усложнения условий выполнения
упражнения; упражнения при различных
состояниях организма обучаемых.

Методы расчлененного обученияпредполагают разучивания упражнения
по частям с последовательным объединением
их по мере освоения в целостное действие.

Этот метод применяется в следующих
случаях: при изучении координационно-сложных
двигательных действий, когда нет
возможности изучить их полностью; если
упражнение состоит из большого числа
элементов органически мало связанных
между собой; если упражнение производится
так быстро, что при целостном выполнении
нельзя изучить и усовершенствовать его
отдельные части;

Хорошо известно, что ни один человек не застрахован от получения травмы, а самой распространенной является ушиб, и нередко это ушиб верхней или нижней челюсти. У взрослого и у ребёнка повреждение имеет свои особенности и может принести неприятные последствия. Да и лечение ушиба этой части лица имеет свои особенности, ведь челюсть отвечает не только за эстетику, но и за нормальное пищеварение.

Симптоматика

В первую очередь следует помнить, что при ушибе нет повреждения целостности кости и кожи лица.

Именно от этого и отталкивается вся последующая симптоматика, ведь человек жалуется на боль, которая становится сильнее, если пощупать место травмы. Возможно наличие ссадин, мягкие ткани отекают, возможно покраснение, наличие подкожных кровоизлияний и кровоподтеков. Человек не может нормально жевать, зевать или говорить, но вот показать «оскал» способен, хоть это и приносит боль. Могут увеличиться лимфатические узлы и развиться общее недомогание.

Челюсти при ушибе, в отличие от перелома сохраняют своё анатомическое сообщение с костями черепа.

При ушибе боль не такая сильная, да и стиснуть зубы вполне реально, при переломе сделать это никогда не удастся. Окончательную точку способен поставить рентгеновский снимок или компьютерная томограмма.

Лечение

Какое-то особое лечение при ушибе челюсти не требуется, все может ограничиться этапом оказания первой медицинской помощи.

Но, такой вариант возможен только при условии целостности костей, что подтверждается рентгенограммой.

Вначале необходимо к месту повреждения приложить холод, но если это предмет из морозилки, лучше его предварительно замотать в полотенце. Также накладывается повязка на пострадавший участок, а в случае необходимости можно принять таблетку анальгетика.

Последствия

Любая травма оставляет после себя последствия, некоторые из них проходят бесследно, а есть и такие, которые могут остаться на всю жизнь. Так если не обратиться к врачу вовремя, даже с банальным ушибом челюсти, то результатом может стать посттравматический периостит, деформация и длительное лечение.

В области жевательных мышц ушиб может привести к посттравматическому миозиту или ограничению подвижности нижней челюсти.

У ребенка ушиб челюсти, особенно на этапе ее формирования, может привести к развитию злокачественной опухоли (саркомы). При таком варианте развития событий оперативное вмешательство будет просто неизбежно.

Итак, каким бы не был ушиб, лучше показать его стоматологу, чтобы удостовериться, что все будет в порядке. Не стоит применять и народную медицину, с подобным видом травмы и традиционная весьма успешно справляется, не оставляя последствий. Особенно тщательно лучше подойти к проблеме, если травма произошла с ребенком.

Ушиб челюсти - это механическая травма без нарушения целостности челюстной кожи и костной ткани на лице. В отличие от переломов и вывихов, при которых происходит нарушение структуры кости и разрыв кожного покрова.
Наиболее распространенной травмой челюстно-лицевой области является ушиб челюсти, сопровождаемый травмами мягких лицевых тканей. Такой ушиб возникает вследствие воздействия на мягкие ткани тяжелого тупого твердого предмета.

В результате повреждаются мелкие кровеносные сосуды, образовываются ссадины, отеки, покраснение и гематомы с сильными болевыми ощущениями при пальпации. Человеку с поврежденной челюстью становится трудно жевать, зевать, говорить. Воспаляются лимфатические узлы. Больной испытывает общее недомогание, слабость. Однако челюсть по-прежнему стабильно соединена с черепом.

Симптомы вывиха челюсти

При полном или неполном вывихе больной не может самостоятельно закрыть рот, испытывая при попытках сильную боль. Челюсть выдвинута или перекошена. Речь нарушена. В нижней челюсти присутствует сильная боль с отдаванием в висок.

Симптомы перелома челюсти

При переломе челюсти кости в месте перелома становятся подвижными и могут смещаться. Изменяется прикус, зубы начинают шататься. Появляется сильное слюнотечение. Налицо явно выраженное нарушение речи. Процесс жевания затрудняется. Сложные переломы могут давать деформацию лица. В районе носа, скул,глаз возникает сильная припухлость. Возможно кровоизлияние в районе глаз. Соединение с костями черепа нарушено. Человек испытывает головную боль, головокружение, тошноту.

Возможные последствия удара в челюсть

Итак, клинические симптомы любого повреждения челюсти более-менее похожи. Поэтому в случае травмы необходимо сразу сделать рентгеновский снимок, который позволит дифференцировать вид повреждения и назначить адекватное лечение.

Если диагностики и лечения не последует, могут возникнуть серьезные осложнения.

Последствия ушиба

Результатом запущенного ушиба может быть посттравматический с последующей деформацией челюсти, что потребует в свою очередь длительного сложного лечения.

Вследствие ушиба в области жевательных мышц может возникнуть воспаление костных тканей - посттравматический миозит, а также ограничение подвижности суставов.
Тяжелые последствия могут быть после ушиба челюсти ребенка в период формирования его надкостницы. Вследствие этого развивается саркома. В случае такого ушиба необходима хирургическая операция.

Последствия перелома

Последствия перелома столь же серьезны. Это вероятность патологического смещения одного зубного ряда относительно другого - либо снизу вверх, либо спереди назад. По линии перелома могут образоваться промежутки между зубами. Смещаются отломки челюсти. Образовывается аномалия прикуса. Возникает потеря чувствительности в нижней части лица. При двойном переломе западает язык. В некоторых случаях происходит .

В результате перелома челюсти впоследствии могут возникнуть серьезные заболевания - остеомиелит, менингит.

Ушибом челюсти называют механическую травму мышц и мягких тканей, расположенных на нижней части лица, без нарушения целостности кожи. Обычно травма заживает самостоятельно, но оставлять ее без внимания специалисты не рекомендуют, поскольку на фоне такого повреждения может быть нарушена функциональность всей челюсти.

Фото 1. Ушиб челюсти - травма, которую нельзя оставлять без внимания. Источник: Flickr (Nikhil Bhardwaj).

Причины и механизм ушиба

Получить ушиб можно в результате столкновения в следующих случаях:

  • Удар в челюсть во время драки или спортивного мероприятия;
  • Падение с любой высоты;
  • В результате дорожно-транспортного происшествия.

Из-за сильного удара в челюсть разрываются мелкие сосуды и капилляры, что провоцирует подкожное кровоизлияние. Внутренний кровоподтек вызывает отечность и изменение цвета кожи. Нервные окончания, расположенные в мышцах, передают сигналы в мозг о произошедшей травме, и пострадавший испытывает боли различной интенсивности, напрямую зависящие от силы удара.

Симптомы и признаки

После получения травмы больной испытывает сильную боль в области лица, на которую пришелся удар. Кроме острых болевых ощущений явными симптомами ушиба служат:

  • Опухшие губы с трещинами и кровоточивостью;
  • Повреждения десен или зубов;
  • Появление ссадин или припухлостей в месте удара;
  • Боли, усиливающиеся при прикосновении или придавливании;
  • Потеря подвижности челюсти;
  • Образование гематомы;
  • Уплотнения и воспаления в лимфатических узлах;
  • Повышение температуры тела и общее недомогание (редко);
  • Затруднения во время разговора, зевания и попытках жевать.

Это важно! Симптоматика во многом схожа с переломами костей челюсти, вывихами или надломом, поэтому необходимо своевременно обратиться к врачу, чтобы исключить тяжелую травму, которая может привести к развитию серьезных осложнений.

Ушибу подвержены нижняя и верхняя челюсти. Задача каждой из них заключается в обеспечении возможности принимать и пережевывать пищу, глотать, говорить, зевать и дышать. Признаки повреждения мягких тканей практически идентичны, но есть и принципиальные различия.

Ушиб верхней челюсти

Анатомически верхняя челюсть является парной и напрямую соединена с другими костями черепа. Ее тело представлено передненаружной поверхностью с альвеолярными каналами, а также носовой, глазничной и подвисочной поверхностями. По структуре верхняя челюсть неподвижна.

Помимо основной симптоматики могут появляться слезоточивость, ухудшение зрения, нарушение дыхательной функции носа или обильное слюноотделение .

Ушиб нижней челюсти

Главное отличие нижней челюсти в ее подвижности, поэтому при ушибе могут наблюдаться затруднения с глотанием, дыханием, а также усиливающиеся боли в момент попытки открыть рот или совершить любое другое действие (пережевать пищу, произнести слово и т.д.).

Это важно! Ушибы нижней челюсти могут привести к серьезным осложнениям, вплоть до формирования неправильно прикуса.

Признаки разных степеней ушиба

На степень ушиба влияют внешние факторы: сила удара, твердость предмета, с которым произошло столкновение, его вес, скорость движения, область лица (скула, подбородок, нос и т.д.), возраст, физиологические особенности пострадавшего (состояние сосудов, костей до получения травмы).

В зависимости от этого ушибы подразделяются на несколько видов:

  • Легкие . Не нуждаются в лечении и проходят самостоятельно с течением времени;
  • Средне-тяжелые . Наблюдаются нарушения функциональности челюсти и отмечаются сильные боли с образованием кровоподтеков;
  • Тяжелые . Такие ушибы носят масштабный характер с развитием гематомы и отечности больших размеров. При этом, могут быть задеты мышцы, связки и суставы с разрывами или растяжениями.

Первая помощь при ушибе челюсти

Сразу после получения травмы необходимо провести первичные :

  • Осуществить визуальный осмотр, и при наличии открытых ран обработать их ;
  • Наложить тугую повязку посредством бинтования или любой чистой ткани, оказавшейся под рукой. Это необходимо сделать, чтобы обездвижить поврежденный участок и предотвратить развитие воспалений или нагноений;
  • Снизить боль и купировать образование гематомы можно, приложив к месту ушиба лед либо грелку с очень холодной водой;
  • При сильных болях можно дать пострадавшему анальгетик в виде таблетки или сделать обезболивающий укол.

После совершения всех необходимых манипуляций необходимо доставить больного в травмпункт.

Диагностика травмы

Легкие травмы со слабыми внешними признаками диагностируются путем внешнего осмотра . Ушиб можно легко спутать с переломом и вывихом. Чтобы исключить вероятность внутренних повреждений, необходимо посетить травмпункт и сделать снимок.

Для исключения вывиха, перелома или надлома костей челюсти врач может назначить дополнительное обследование.

Чаще всего проводится рентгенография челюстно-лицевой области. Иногда требуется проведение исследования на предмет сотрясения головного мозга.

Лечение ушиба челюсти

В первые дни пациенту показан полный покой . Степень нагрузки на челюсть должна быть минимальной. В эти дни рекомендуется принимать исключительно жидкую пищу и смазывать область повреждения .

Например:

  • Финалгель отлично помогает снять болевой синдром и восстановить подвижность поврежденных суставов и связок. Также можно использовать крем Экспресс-синяк , гель Синяк-офф, Индолизин .
  • Противовоспалительным, обезболивающим и ранозаживляющим действием обладают мази и гели на основе Арники .
  • Для рассасывания гематом могут быть назначены Гепариновая мазь, Лиотон-гель, Троксерутин, Троксевазин, Долобене и другие препараты.

Обратите внимание! Самостоятельно выбирать подходящее средство нежелательно. В состав некоторых мазей входит гепарин или конский каштан, которые могут вызвать осложнения у людей с плохой свертываемостью крови, болезнями почек, а также у беременных женщин.

Через несколько дней, когда боль стихнет, врач может назначить согревающие мази или компрессы для ускорения процесса заживления. В этих же целях показаны сухое тепло, озокеритовые аппликации или посещение физиотерапевтического кабинета для проведения сеансов УВЧ.

Лечение ушиба народными средствами

В домашних условиях можно прикладывать спиртовые (водочные) компрессы , а также отвары из спорыша, березовых почек, кукурузных рылец и полевого хвоща.

Неплохо снимают воспалительные процессы измельченные листья подорожника, полынь и репчатый лук. Их можно использовать только свежими. По мере высыхания кашицы необходимо менять компресс.

Еще одно хорошее средство для лечения ушибов – . Его нужно развести с водой и приложить к области повреждения до полного высыхания.

Реабилитационный период

После получения ушибов тяжелой степени может потребоваться время для восстановления полной функциональности челюсти. В некоторых случаях период реабилитации занимает от месяца до полугода.

Обратите внимание! Реабилитационные мероприятия при ушибах челюсти проводятся строго в индивидуальном порядке, и разрабатываются специалистом, исходя из сложности полученной травмы, физиологических особенностей организма и возраста пациента.

Последствия и осложнения

Ушиб не является тяжелой травмой, но невнимательное отношение к его лечению может стать причиной развития различных осложнений:

  • Челюсть может потерять функциональность и перестать выполнять свою основную функцию;
  • В некоторых случаях амортизационная функция не восстанавливается. Для этого потребуется длительная реабилитация с подключением физиотерапевтических процедур и ЛФК;
  • Посттравматический миозит жевательных мышц (воспаление тяжело поддается коррекции);
  • Деформация нижней части лица с нарушением прикуса;
  • Периостит;
  • Появление злокачественного новообразования.

Фото 2. После тяжелого удара проблемы с челюстью могут остаться на всю жизнь.

Ушиб челюсти – очень неприятная травма, получить которую можно при различных обстоятельствах (чаще всего ее получают в результате аварий или при участии в драке, возможны также травмы в боксе или других видах спорта). Ушиб нижней челюсти, равно как и верхней, является одной из самых часто встречающихся патологий головы в ее лицевой части.

При ее получении почти всегда травмируются мягкие ткани лица. Сильный ушиб челюсти часто сопровождается ушибами глаз или носа, повреждаются лицевые нервы, зубы, околоушные железы, слюнные железы и губы. На кожном покрове появляются гематомы и отеки. Ушиб челюсти может сопровождаться кровотечением из-за повреждения мелких кровеносных сосудов. Возникают трудности при жевании, характерными являются боли в челюсти, при которых трудно говорить и больно зевать. Могут воспалиться лимфатические узлы.

Последствия ушиба челюсти

Своевременное лечение травмы челюсти является хорошей профилактикой развития опасных осложнений. Например, может начаться посттравматический периостит (воспаление надкостницы), что может послужить причиной деформации челюсти, или может начаться воспаление костной ткани. Еще одним осложнением этой травмы является ограничение подвижности суставов, которые входят в состав челюсти.

Очень серьезные осложнения могут развиться после ушиба челюсти у маленьких детей. Эта травма может спровоцировать появление саркомы.

Первая помощь при ушибе челюсти

При ушибе челюсти изменяется цвет кожи, появляется сильная боль, отекают ткани. В качестве первой помощи применяется наложение холода (подойдет снег в полиэтиленовом пакете или в клеенке, бутылка со льдом и т.п.), а сверху – давящей повязки. Затем необходимо обеспечить поврежденной челюсти покой и срочно доставить пострадавшего в травматологию. Если человек жалуется на сильную боль, нужно дать ему любое обезболивающее средство, которое найдется в домашней аптечке. При такой травме нельзя накладывать греющие повязки, поскольку это может спровоцировать развитие воспаления.

Очень важно при подозрении на ушиб челюсти сделать рентген, поскольку отличить ушиб от перелома можно только таким способом. Обязательно следует обратиться за врачебной помощью и по той причине, что такие травмы часто сопровождаются сотрясением мозга. Медицинское свидетельствование нужно и для исключения более серьезной травмы челюсти, например, перелома, а также повреждения костей черепа. Только при отсутствии указанных осложнений лечение ушиба челюсти в домашних условиях будет успешным.

Лечение ушиба челюсти

Холодом ушиб челюсти лечат 2-3 дня, после чего для рассасывания гематом и ускорения заживления врачом могут быть назначены озокеритовые аппликации, УВЧ и сухое тепло.

При своевременном обращении к врачу сразу после получения ушиба и правильно оказанной первой медицинской помощи прогноз этого заболевания благоприятный. Поэтому не стоит полагаться при получении этой травмы только на методы народной медицины или вообще пренебрегать обращением в лечебное учреждение и квалифицированной медицинской помощью, где специалиты подскажут, как лечить ушиб челюсти в соответствии со степенью тяжести травмы. Источник -



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх