Развитие периферического поля зрения. Тренировка периферического зрения Развивать образное поле зрения

6.1. Развитие периферического поля зрения.

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

  1. Для тренировок использовать все 8 таблиц .
  2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.
  3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
  4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
  5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
  6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.
Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки» . Как было показано в первом уроке, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора, если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в отдельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движение глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите скорость чтения по формуле . Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.

Показать Текст 6 — Объем 3250 знаков

ОЛИМПИЯ СЕГОДНЯ

Что такое по современным понятиям стадия, давшая имя стадионам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, если судьба предоставила возможность ступить на землю древней Олимпии!

Здесь, на стадионе, который насчитывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию - длину стадиона.

Я убедился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж богатырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соответствовала сорок третьему размеру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин «Богатырь », перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном магазине. Впрочем, стоит ли удивляться: древние греки, наделившие Геракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что такое акселерация…

В Олимпии довелось познакомиться с Панайотисом Зафейропулосом — хранителем Аллеи Эллинов. Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптура и несколько тысяч бронзовых предметов, обнаруженных при раскопках стадиона.

В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских Игр интерес к ним все более возрастает. Местная пресса много пишет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках - стадионах, дворцах спорта, плавательных бассейнах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна это небольшая. Но имеется в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят футбол…

Мы прошли мимо храма Зевса, Гимнасия, Филлипеона, парламента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состязания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей.


Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодарностью думать о мудром законодателе Эллады - Эфите, провозгласившем святое правило: мир во время Олимпиад.

А вот та самая точка, на которую скоро будут настроены телеантенны мира. Самая красивая девушка Греции в белой тунике поднесет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам России и далее — в каждой деревне на пути огненной эстафеты встреча олимпийского факела превратится в праздник спорта и товарищества.

Помню, как доставляли этот огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монреальского стадиона от лазерного луча, рожденного сигналом, переданным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой деревушки Олимпия, загорится пламя которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера-де Кубертена, застываем в почтительном молчании. Всё кругом окружено пышной растительностью. Преобладают в ней оливы, олеандры, кипарисы. С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчивали победителей Игр. А дурманящий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа.

Ведь история быстро и справедливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортивные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда более трудным, чем искусство переносить неудачи…

Сегодня под флаг российской сборной призваны те юноши и девушки, которые первыми из наших олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность. Она требует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, волей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.

А. Кикнадзе; Олимпия, Греция (Правда . 7 октября 1979 г.)

Скрыть текст, при ответе на контрольные вопросы к нему

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. О чём эта статья?
  5. Какой вид спорта греки любят больше всего?
  6. Какой лозунг провозглашали во время олимпиад?
  7. В чём особенность запаха олеандра?
  8. Как зажигали олимпийский огонь в Монреале?
  9. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, а постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что вы тренируете свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа гораздо раньше, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.


Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Скорочтение»

Возраст детей: 9 – 10 лет

Педагог:

Несветайло Ирина Владимировна

Борисовка - 2016

Образовательная программа : «Скорочтение» составлена на основе авторской методики Ш.Ахмадуллина-М:Билингва – 2015г.

Направленность программы – общеинтеллектуальная.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 2016 г., протокол № ______

Председатель _______________ _____________________________

подпись Ф.И.О.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина и рассчитана на детей 9-10 лет.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-

развивающих занятий для учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего-34 ч

Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два го­да. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процежи­вать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычле­нять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше ов­ладеешь этим навыком - тем лучше.

Жизнь ученика по своей насыщенности и на­грузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уро­ков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные - тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запо­минанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересу­ющегося ученика - в лидера.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной во­прос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начина­ют любить книги.

Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эф­фективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэто­му необходимо корректировать его обучение.

Скорочтение» - это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, это навык, который можно «встроить» в каждого ученика. После того, как ученик однажды научится «скорочитать», он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании навыка в мозгу создаются но­вые, устойчивые нейронные связи. То есть навык «прошива­ется» в мозг.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.

Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чте­ния :

Артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые уча­ствуют в процессе чтения)

Регрессии (возвратное движение глаз при чтении)

- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочте­нием, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.

Слабое внимание

Отсутствие плана при чтении

Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.

Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Цели реализации программы:

создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения

формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации

развитие интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом.

Задачи:

Освоение приёмов и техник скорочтения;

Развитие памяти и внимания;

Улучшение понимания прочитанной информации;

Развитие речи

Развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей

Совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке

Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся

Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание

Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности

Развитие концентрации внимания

Основными принципами работы программы являются :

Учет современных требований;

Учет возрастных особенностей;

Доступность;

Последовательность;

Системность;

Эффективность;

Системно-деятельностный подход;

Управляемость образовательным процессом;

Принципы обучения:

Принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности

ребёнка при руководящей роли педагога;

Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

Принцип связи обучения с жизнью;

Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии

Один из самых главных принципов обучения скорочтению - по­стоянно держать ребенка на грани его возможностей.

Приемы и методы обучения:

Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение

Наглядные: демонстрация

Практические: упражнения, выполнение графических записей

Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.

Предполагаемый результат:

Увеличение скорости чтения;

Освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

Активизация высших психических функций;

Расширение поля зрения;

Освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы

Более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.

Синхронизация обоих полушарий

Расширение поля зрения

Увеличение скорости чтения

Совершенствование мышления.

Развитие артикуляции и моторики

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

сократят время выполнения домашней работы

увеличат скорость чтения

увеличат скорость и качество запоминания текстов

научатся легко запоминать стихи

научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова

научатся мыслить быстрее

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности

Мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом

Положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

- - управлять своим вниманием

Использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности

Справляться с информационным «завалом»;

Максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

Познавательные УУД: обучающийся научится:

- выделять в тексте самое важное и необходимое

- - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

Извлекать и анализировать информацию из различных источников

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Обоснованно делать выводы, доказывать

Развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты : обучающийся научится:

Владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

Программа состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).

Теоретическая часть содержит достаточно много советов, ко­торыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.

Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позво­лит ученику овладеть скорочтением.

Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.

Теоретическая часть

Инструкция по прохождению тренинга

Пер­вое ограничение - тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо от­ветить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!

Учимся выполнять упражнения

До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником

Главное - знать, как правильно эти упражне­ния выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их вы­полнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. По­сле того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача - следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражне­ний, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро пе­реключался. Именно в быстром переключении кроется неверо­ятная эффективность этого тренинга.

На первом занятии измеряем начальную скорость чте­ния ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем - конечную. Тексты очень похо­жи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведен­ные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением пони­мания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.

Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, ка­кой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почув­ствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъектив­ных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренин­га не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.

Упражнения на внимание

Первое упражнение на внимание - это струп-тест.

Струп-тест - это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолето­вый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный - зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, кото­рое написано, а цвет, которым это слово написано.

Следующее упражнение для тренировки внимания - это ла­биринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно трениру­ют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зри­тельную память.

Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надо­едает, можно одной и той же картинкой пользоваться беско­нечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном по­рядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика при­ходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить дан­ное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта - ширина, высота, начертание, угол наклона - меняются и единственным крите­рием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два - так-то).

Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо ис­кать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.

Упражнения на расширение поля зрения

Следующий блок упражнений - на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пят­но ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения - это таблицы Шульте. Таблица Шульте со­стоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.

Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то тре­буемое расстояние составит 30-40 см.

Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.

В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогу­т свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно да­вить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важ­но дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.

Следующее упражнение - на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так на­зываемые клиновидные таблицы.

Цель этого задания - глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Третий блок упражнений - это упражнения на одновремен­ную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие - это последовательность, логика и структура, то правое полушарие - это интуиция, воображе­ние, образы и т. д.

Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвеча­ет правое полушарие мозга, а за правую часть, соответствен­но, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные лев­ши - личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобуча­емости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое коли­чество упражнений на одновременную работу обоих полуша­рий мозга.

Рисование обе­ими руками.

Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хо­роший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый ре­зультат.

Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полу­шария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднима­ет, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновремен­но обе руки.

В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.

Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого ме­ста. Время решения - 1 минута.

Чтение с указкой

При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.

В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка нака­пливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательные упражнения

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками и чистоговорками

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять

скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на

пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев

левой и правой руки.

Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Практическая часть

Тренировочный текст первый (373 слова)

Волки, улитки и осы

(Французская народная сказка)

Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и ска­зала:

    Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай по­бьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!

    Это тебя-то не догнать, убогая?

    Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собрать­ями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.

Хорошо, придем, убогая.

Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.

Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?

Это вы-то, мелюзга этакая?

Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратья­ми завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!

Хорошо, придем.

Волк тотчас же пошел предупредить своих.

А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улит­ки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.

Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.

На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.

Ты здесь, улитка?

Здесь, волки. Начнем!

Волки помчались галопом. На бегу они кричали:

Где ты, улитка?

Здесь, волки, - отвечали улитки, расставленные по до­роге через каждые пять шагов.

Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей выле­тели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жа­лить их, громко жужжа:

Сильнее! Сильнее!

Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.

В нос, в нос! - жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.

Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воро­тились в лес.

Вопросы,

    На кого вначале наступил волк?

    На кого волк наступил во вторую очередь?

    Как предложила посоревноваться улитка?

    Как предложила посоревноваться оса?

    Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?

    На какую хитрость пошла улитка?

    В листве какого дерева прятались осы?

    Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?

    Какому народу принадлежит сказка?

    Как называется сказка?

Завершающий текст (234 слова)

Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

    Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить

водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, по­стучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за това­рищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались на­зад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, распле­скивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчи­ков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиня­ный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним гра­неный стакан, также наполненный медом.

    Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учи­тель. - Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

    Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, - спокойно ска­зал учитель.

Вопросы

К кому пришли помогать мальчики?

Кто их прислал помогать?

Что попросил сделать мальчиков учитель?

Какое ведро взял первый мальчик?

Какое ведро взял второй мальчик?

Как носил ведра первый мальчик?

Как носил ведра второй мальчик?

Как учитель решил отблагодарить мальчиков?

Как назывался текст, который ты прочитал?

Какие выводы ты можешь сделать?

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

3.Скороговорки

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто "Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

4.Чистоговорки

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

лы - лы - лы - наши девочки малы.

ло - ло - ло - прозрачное стекло.

да - да - да - там холодная вода.

ды - ды - ды - выходи - ка из воды.

ду - ду - ду - поскорей домой пойду.

де - де – де - подходить нельзя к воде.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин

3. Наращивание темпа выполнения заданий;

4. Смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции

2. Упражнения на внимание

3. Упражнения на расширение поля зрения

4. Чтение с указкой

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Формы организации учебного процесса : практическое занятие

Формы организации текущего контроля : замер скорости чтения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Развитие артикуляции и дикции

на каждом занятии

произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;

соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки;

отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма;

выполнять технику дыхательных упражнений;

Развитие внимания

на каждом занятии

управлять своим вниманием;

тренировать внимание;

быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

Расширение поля зрения

на каждом занятии

видеть ясным взором большую область текста;

выделять в тексте самое важное и необходимое;

находить боковым зрением цифры;

тренировать движение глаз;

расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;

Синхронизация обоих полушарий

на каждом занятии

заставить синхронно работать оба полушария мозга;

овладеть техникой рисования двумя руками;

соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;

Чтение с указкой

на каждом занятии

избегать возвратных движений при чтении;

вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

Календарно - тематическое планирование

«Скорочтение» 34 ч.

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

беседа о пользе скорочтения

привитие любви к чтению

Секретные упражнения в скорочтении.

сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения

пробный тренинг с каждым видом упражнений

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на

тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа»)

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка « струп –тест»,

Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит»)

Шульте 4х4 (3таблицы)

, «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин,

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа»

Шульте 3х3

(2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

лабиринты-2 любых,

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь

ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения»,

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой 2 мин,

клиновидная таблица вертикальная

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин,

клиновидная таблица горизонтальная

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«струп-тест»

убедить в пользе скорочтения

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-1мин,

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«разноцветные числа» (прямой порядок и обратный)

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин,

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок,

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

Шульте 5х5

(2 таблицы),

лабиринты-2 любых,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«большие и малые числа» обратный порядок-3 мин

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

Шульте 4х4

(3 таблицы),

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

лабиринты-2 любых

«разноцветные числа» (обратный порядок)

воспитывать стремление добиваться победы

Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами)

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой-2 раза по

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок с руками и ногами-1 блок

убедить в пользе скорочтения

Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

«струп-тест»

Шульте 4х4

(3 таблицы

Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 мин

рисование двумя руками-1 картинка

«струп-тест»

лабиринты-2 любых

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин

клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по

убедить в пользе скорочтения

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

Воспитывать чувство ответственности

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

лабиринты-2 любых

Шульте 4х4

(3 таблицы),

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет»)

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой 2 раза по

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы),

«устный счёт»

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

«струп-тест»

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

3 мин и 1 мин

«алфавит» обратный порядок только с руками

«струп-тест»

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

«устный счёт»

клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная

«алфавит» обратный порядок с руками и ногами

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«разноцветные числа» (прямой порядок)

чтение с указкой

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами

убедить в пользе скорочтения

Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

Шульте 5х5

(2 таблицы)

чтение с указкой

Шульте 4х4

(3 таблицы)

Воспитывать умение действовать быстро и четко

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой

2 раза по 3мин

«устный счёт»

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«разноцветные числа» (прямой порядок)

чтение с указкой

Шульте 5х5

(2 таблицы)

лабиринты-2 любых

воспитывать настойчивость

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

2 мин и 3 мин

«струп-тест»

рисование двумя руками-1 картинка

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения».

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«алфавит» прямой порядок с руками

чтение с указкой

2 раза по 3 мин

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы)

показать преимущество книг перед интернетом

Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

Шульте 5х5

(3 таблицы)

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«алфавит» прямой порядок (с руками)

«струп-тест»

воспитывать настойчивость

воспитывать стремление улучшить результат

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

чтение текстов и определение понимания прочитанного

воспитывать интерес к содержимому читаемого

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

беседа о пользе тренинговых упражнений

чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию

убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка

Турнир по скорочтению

презентация прочитанных книг

соревнование по скорочтению

итого

Материально-технические средства обучения:

1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;

3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)

4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания

Учебно-методическое обеспечение:
1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.

2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с

3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»

г. Челябинск, 2011г

5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.

Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120. Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора. Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.

Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:

  • форма;
  • цвет;
  • размер;
  • яркость.

Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме - результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением. Оба этих вида - центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них - размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.

Зачем нужно расширять поле зрения?

Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов - человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы. Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней. Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.

Поле обзора периферического зрения и его качество - величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.

В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения - значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации. Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста). Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват». Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума - фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.

Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.

Тибетская методика развития периферического зрения

Другие названия этой методики - астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения. Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения - обычный карандаш. Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.

  1. Возьмите в каждую руку по карандашу, и, держа их вертикально, сложите вместе. Карандаши должны находиться на уровне глаз на расстоянии в 30 см от лица. Сконцентрируйте взгляд на каком-либо предмете позади их. Карандаши должны находится на периферии обзора и в начале тренировок их контуры будут расплывчатыми.
  2. Медленно отодвиньте карандаши друг от друга, разводя руки в стороны на том же уровне. Увеличивайте расстояние до тех пор, пока карандаши не окажутся по правую и левую границу поля зрения.
  3. Снова медленно сведите руки, пока карандаши не окажутся в исходной позиции. Не стремитесь сделать это быстрее, неторопливость - залог эффективности именно этой тренировки. При всех манипуляциях продолжайте смотреть на тот же предмет, что и в начале упражнения, очень важно не переводить фокус на карандаши или руки. Повторите сведение-разведение не менее 10 раз.
  4. Верните карандаши в исходную позицию. Медленно опускайте одну руку с карандашом вниз, а вторую поднимайте вверх, пока они не достигнут верхней и нижней границы сектора обозрения. Зрение, как и в предыдущем случае, фокусируется на предмете вдали. Повторите не менее 10 раз.
  5. Из исходной позиции двигайте правую руку с карандашом по диагонали вверх, левую - вниз до тех пор, пока они не достигнут границ обзора. После 10 повторов смените направление - левая рука двигается вверх, правая вниз.
  6. Последнее упражнение - верните карандаши в исходную позицию и, не передвигая их, мысленно заключите их в окружность. Очертите взглядом эту воображаемую окружность сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторять не менее 10 раз. Помним, что взгляд не должен фокусироваться на карандашах!

В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.

Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами - т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.

  1. Исходное положение - сесть на стул, спина прямая, мышцы спины расслаблены. Символ находится на расстоянии 15 см на уровне глаз.
  2. Сложите ладони вместе в форме чаши и мягко положите на область вокруг глаз, не касаясь глазных яблок, на 60 секунд. Затем уберите руки от глаз.
  3. Глядя на символ, совершайте круговые движения глазами, заключая его в окружность ЗА отмеченными на рисунке точками. Рисуйте окружность сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение того же времени.
  4. Визуально наложите на символ циферблат часов (точки должны встать на местах цифр 12, 2, 4, 6,8 и 10). Перемещайте взгляд по диагонали с точками «2» на «8» в течение 30 секунд, затем повторите то же самое с точками «4» и «10».
  5. Поморгайте несколько раз и накройте глаза ладонями. Тренировка с символом завершена.

Если вы носите , во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.

Волшебные таблицы Шульте

В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.

Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней - найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее. Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел - по мере развития периферического зрения оно сокращается. Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.

Особенности правильной работы с таблицами

  1. Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица - 45-50 см.
  2. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами). Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции.
  3. Систематичность - залог успеха. Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут - от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет. Перенапрягаться тоже не стоит - если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день.
  4. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера. Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.

В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:

  • сетки Шульте 10х10 (цифры от 1 до 100);
  • разноцветные таблицы (ячейки окрашены в разные цвета);
  • буквенные матрицы (вместо цифр в таблице нужно искать буквы русского, английского, латинского и т.д. алфавитов).

Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.

Видео -

Другие методы тренировки периферического зрения

Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.

Еще одно простое и результативное упражнение - наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.

Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.). Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается - вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.

Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно - прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-1_images_banners_thumb_medium200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-1_images_banners_thumb_large200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-2_images_banners_thumb_medium200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-2_images_banners_thumb_large200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-3_images_banners_thumb_medium200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/shulte-3_images_banners_thumb_large200_200.jpg" as a jpeg.

ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ – подборка №1

Мы собрали лучшие Таблицы Шульте для занятий ОНЛАЙН. Это превосходное упражнение на развития внимания и скорости реакции расширит поле вашего зрения.

Таблицы Шульте – это обыкновенные таблицы, в которых случайным образом располагается какая-либо информация (как правило, последовательности чисел). Наиболее распространённый вариант – квадратная таблица 5 строк на 5 столбцов с хаотично разбросанными числами 1-25. Пример подобной таблицы приведён на рисунке слева.

Цель при работе с таблицами – как можно быстрее найти все числа по порядку. Главное внимание уделяется скорости поиска, которую и призваны повысить систематические упражнения с таблицами Шульте. При освоении навыков быстрого чтения они служат как для развития, так и для проверки текущих возможностей человека.

Эффективность упражнений. Регулярная практика нахождения последовательностей в таблицах Шульца помогает в расширении периферического зрения, то есть расширяет поле зрения. Таким образом человек тратит всё меньше времени на поиски информативных блоков текста, поскольку ему удаётся охватить взглядом больше текста. Также благодаря работе с Shultz tables увеличивается и скорость движений глаз, а это очень важно для обретения навыков скорочтения.

Электронная Таблица Шульте

Глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом – в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте (Шульца), можно значительно расширить область видения. Работа с таблицами развивает трёхмерное (параллельное) видение. Символы воспринимаются единым массивом, а не разрозненной последовательностью. Скорость восприятия возрастает на порядок.

Как работать с таблицами Шульте

Для развития скорочтения, нужно искать числа в порядке возрастания, не проговаривая их вслух или про себя. Требуется лишь фиксация одним взглядом. Ключ к эффективному поиску (и развитию периферийного зрения) – сосредоточиться на центре таблицы, стремясь видеть всю её целиком. Таким образом, есть две особенности правильного выполнения: 1) не проговаривать; 2) смотреть в центральную ячейку. Слева сверху вы видите, что глаза размашисто "блуждают" по таблице, отыскивая цифры, что не правильно. Как нужно грамотно выискивать числа изображено на картинке слева снизу . Концентрация внимания на центральном участке таблицы Шульте должна быть абсолютной.

Для подавления артикуляции (проговаривания) разработаны особые упражнения. У некоторых людей способность читать без проговаривания развита от природы.

Чтобы добиться самых лучших результатов в развитии навыков быстрого чтения, нужно свести к минимуму любые горизонтальные и вертикальные движения глаз. Важно выбрать правильное расстояние глаз до таблицы и придерживаться его. Чем дальше вы держите глаза от таблицы, тем лучше будет удаваться рассматривать все ячейки одновременно. Как правило, это расстояние такое же, как рекомендуют для чтения книг или работы с компьютером – то есть 40-50 см. Однако не следует отводить глаза подальше в желании как можно лучше охватить таблицу взглядом.

Специалисты очень часто используют упражнения с таблицами Шульте для развития способности к быстрому чтению. Правильная регулярная тренировка приносит ощутимые результаты: улучшается периферическое зрение, увеличивается область видимого текста, и соответственно, скорость и качество чтения тоже подтягиваются.

Кроме курсов быстрого чтения, таблицы Шульте довольно востребованы на семинарах по нейролингвистическому программированию (NLP). Они помогают в достижении High Performance State – состояния высокой продуктивности, когда резко возрастают скорость восприятия и обработки информации, внимание, а также раскрываются творческие способности. Высокая продуктивность характеризуется нестандартностью мышления, активизацией интуиции. В общем и целом эти качества важны и для быстрого чтения. То есть, если регулярно практиковаться с таблицами Шульца, то повысятся как чисто физиологические показатели эффективности чтения, так и общие показатели работы мозга.

Достижение максимальной эффективности от занятий. Практикуясь с таблицами Шульца, следует помнить, что вы прежде всего нацелены на развитие своих зрительных навыков. Поэтому следует отказаться от желания поскорее осилить текущую таблицу. Вместо этого следует всё внимание сосредоточить на правильности выполнения упражнения. В первое время скорее всего будут возникать некоторые трудности, но с каждой последующей тренировкой будет получаться лучше. И в итоге вы с удивлением обнаружите, что скорость ваша на порядок выше, чем при обыкновенных движениях глаз по ячейкам таблицы. Именно это и является требуемым эффектом от данной методики достижения навыков скорочтения.

Режим занятий. Чтобы развить великолепное периферийное зрение и навыки быстрого поиска, важна не только правильность выполнения упражнений, но также регулярные систематические тренировки по намеченной программе. Следует выделить по меньшей мере 3-4 дня по 20-30 минут в течение хотя бы двух недель. Когда вы чувствуете, что глаза начали утомляться, лучше прервать тренировку, немного отдохнуть и проработать таблицу на следующий день.

Уровни сложности таблиц Шульте

Для развития периферического зрения и способности с максимальной скоростью находить нужную информацию в тексте, можно бесплатно скачать (выложим позднее) разные по сложности таблицы Шульца.

Первый уровень (таблички размерностью 3 ? 3 и 5 ? 3) предназначен для детей и новичков в скорочтении. Если вам удаётся очень легко проходить их, значит можно смело выбирать второй уровень сложности.

Второй уровень – стандартные таблицы на 25 ячеек размерностью 5 ? 5. Помимо скачивания таблиц, есть онлайн-тренинг с таблицами Шульца.

Третий уровень предназначен для тех, кто с лёгкостью осилил предыдущие. В нём представлены разноцветные таблицы, в частности, красно-чёрные (методика Горбова). И, конечно, на этом уровне есть те же числовые таблицы Шульца большей размерности.

Тренировка с подобными таблицами очень актуальна при работе с планшетами и мобильными телефонами, чтении текстового содержимого сайтов. Помимо действительно важной информации, на сайтах присутствуют всевозможные картинки, баннеры и бесполезные ссылки. Развитые навыки скорочтения помогут человеку быстро отделить информативную составляющую, расставить приоритеты и работать, игнорируя лишние элементы. Приведённые ниже таблицы Шульца для продвинутого уровня эффективно развивают эти способности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх